Шаг в профессию, жизнь в профессии

Приглашаем к участию в эксперименте!

Социокультурный и образовательный проект «Создание системы профессиональной ориентации обучающихся в ДШИ»

Научно-методическое сопровождение проекта осуществляет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова» (далее — ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова).

Оператором проекта является Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования» (далее — ГАУК СО РРЦ)

Организаторами и исполнителями проекта, реализации эксперимента являются:

от ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова — Центр компетенций

от ГАУК СО РРЦ — Региональный центр карьеры по содействию в трудоустройстве выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, в сфере культуры (далее Региональный центр карьеры)

Описание эксперимента по апробации социокультурного и образовательного проекта «Создание системы профессиональной ориентации обучающихся в детских школах искусств, вовлеченности родителей в творческую созидательную деятельность: учебный предмет «Введение в профессию» как механизм реализации проекта»

Профессиональная ориентация — обобщенное понятие, применяемое к одному из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»
В настоящий момент практически каждая отрасль экономики страны имеет серьезные кадровые проблемы, которые носят системный характер и оцениваются как кадровый дефицит, который коснулся и отрасли культуры.

Поскольку образование в сфере культуры имеет трехступенчатую структуру и его основой является выявление и обучение способных и одаренных детей в детских школах искусств решение кадровой проблемы в сфере культуры необходимо начинать с проблемы профессиональной ориентации учеников в детских школ искусств.

В сфере искусства и культуры профессиональный выбор традиционно осуществлялся в период обучения детей в детских школах искусств, которые, реализуя дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств, создают условия для подготовки детей к дальнейшему получению профессии в сфере искусства и культуры.
Возможности детской школы искусств в части профессионального самоопределения ребенка ставят и важнейшую для каждой детской школы искусств задачу — создание целостной системы профессиональной ориентации.

Профессиональная ориентация как система действий должна осуществляться на постоянной основе, охватывать всех участников образовательного процесса, иметь плановый (программный) характер и прогнозируемый результат.

Основой системы профессиональной ориентации ученика детской школы искусств и механизмом ее воплощения может стать учебный предмет «Введение в профессию», направленный на формирование особых знаний, умений, навыков. Это и есть идея проекта.

Реализация данного учебного предмета возможна в вариативной части учебного плана дополнительной предпрофессиональной (общеразвивающей) программы. Подготовка к реализации учебного предмета и его апробация являются содержанием эксперимента, а его первым этапом — подбор команды, которая будет обеспечивать эксперимент в детской школе искусств, изучение материалов, разработанных ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова и направленных оператором, обмен информацией.
Организаторами эксперимента прогнозируется, что рабочая программа учебного предмета «Введение в профессию» разрабатывается детской школой искусств самостоятельно с учетом сложившихся традиций, исторических корней и предпосылок развития школы, ее кадрового потенциала, возможностей сотрудничества с профессиональными образовательными организациями и вузами искусств, учреждениями культуры, потребностями в профессиональных кадрах конкретного региона. При этом в процессе подготовки эксперимента детская школа искусств — участник эксперимента — получает необходимые для реализации проекта учебные и организационно-методические материалы.

Характеристика учебного предмета «Введение в профессию»

Введение в профессию – новый учебный предмет, который объединит учеников, их родителей и преподавателей в коллектив единомышленников – на основе созданных условий для познания современной культурно-образовательной среды и в целях профессионального самоопределения детей.

Сущность учебного предмета можно определить как целостную систему взаимодействия учеников, преподавателей, родителей, школы, направленную на формирование и осознание смысловой составляющей обучения в детской школе искусств и овладение учеником соответствующими знаниями, умениями, навыками.
Основами методики преподавания данного предмета являются: принцип погружения в профессию и метод профессиональных проб.
Принцип погружения в профессию – ключевой среди применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса, предполагает знакомство с профессией на практике, через собственный опыт и пробы.
Профессиональная проба – мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики самим участником и ее оценку наставником (преподавателем), а также способствующее сознательному, обоснованному выбору образовательно-профессиональной траектории.
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»

Цель и задачи эксперимента

Целью эксперимента по реализации нового учебного предмета «Введение в профессию» является достижение новых качественных результатов реализации образовательных программ в детских школах искусств в части профессиональной ориентации обучающихся и увеличения количества выпускников, осуществивших свой выбор профессии в сфере культуры, креативной индустрии, смежных отраслях и видах деятельности.

При этом одной из первостепенных задач проекта и учебного предмета становится задача пробудить интерес у детей и родителей к деятельности в сфере искусств.

Задачи:

1. Познакомить с миром искусства, в котором работают творческие, увлеченные, талантливые люди. Показать цель обучения в школе искусств с самых первых шагов ученика в школе.

2. Сформировать комплекс знаний о профессиях, в которых могут реализоваться знания, умения, навыки, полученные в детских школах искусств.

3. Привлечь родителей к процессу обучения и воспитания путем организации, в том числе их активной деятельности в различных видах творчества в условиях детской школы искусств.

4. Оказывать влияние на принятие семьей (учащимся) решения в выборе профессии.

Обеспечение проведения эксперимента

Организатором проведения эксперимента по апробации учебного предмета «Введение в профессию» (далее – эксперимент) является государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования» (ГАУК СО РРЦ, Региональный центр карьеры).

Научно-методическое сопровождение эксперимента осуществляет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова» (ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, Центр компетенций).
ГАУК СО РРЦ совместно с ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова проводит регулярные вебинары, консультации, рабочие встречи, конференции для участников эксперимента, осуществляет обмен опытом, а также:

√руководит экспериментом, организует обсуждение хода и результатов эксперимента на научно-практических конференциях, семинарах, в средствах массовой информации;

√организует программное обеспечение проведения эксперимента, координирует и направляет работу участников эксперимента;

√собирает, обрабатывает и анализирует данные о проведении эксперимента и документы эксперимента;

√подготавливает учебную и методическую литературу в печатном и электронном видах для школ - участников эксперимента;

√знакомит педагогическую общественность с ходом и результатами эксперимента на основе полученных в ходе эксперимента результатов;

√осуществляет меры по поддержке участников эксперимента, в том числе по повышению их профессионального статуса.
Для проведения эксперимента создается Экспертный совет по проведению эксперимента, состав которого утверждается приказом директора ГАУК СО РРЦ по согласованию с ГМПИ имени М.М. Ипполиртова-Иванова.

ГАУК СО РРЦ совместно с ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова готовит и направляет участникам эксперимента документы эксперимента.
Документы эксперимента:
  • положение о проведении эксперимента;

  • методические рекомендации по реализации учебного предмета «Введение в профессию», которые включают примерный учебный план и примерный тематический план;

  • форма отчета участника эксперимента;

  • анкеты и дорожные карты эксперимента;

  • учебные материалы, выпуски 1, 2, 3;

  • учебно-методический комплекс (примерная и рабочие программы учебного предмета, наглядные учебно-дидактические материалы (справочники, атласы, презентации, учебные видеоролики и видеоклипы и другие)
Разрабатываются организаторами и участниками эксперимента.
Сроки проведения эксперимента могут варьироваться от 4-х до 8 лет, в зависимости от выбранного участником эксперимента срока реализации учебного предмета «Введение в профессию».

Условия участия в эксперименте по апробации социокультурного и образовательного проекта «Создание системы профессиональной ориентации обучающихся в детских школах искусств, вовлеченности родителей в творческую созидательную деятельность: учебный предмет «Введение в профессию» как механизм реализации проекта»

Участниками эксперимента могут стать муниципальные и государственные детские школы искусств, профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, реализующие дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств и отвечающие следующим требованиям и имеющим в наличии ресурсы, обеспечивающие организацию образовательного процесса для детей и проектные мероприятия для родителей:
  • готовность педагогического коллектива на реализацию проекта, подтвержденную решением педагогического совета;

  • соответствующие материально-технические, финансовые и кадровые ресурсы;

  • запланированное включение учебного предмета в учебный план образовательной программы (программ) на 2024-2025 учебный год (с третьей четверти 2024-2025 учебного года) или в учебный план 2025-2026 учебного года.
Кандидат на участие в эксперименте направляет ГАУК СО РРЦ заполненные заявку на участие в эксперименте до 15 октября 2024 года для принятия решения Экспертным советом по проведению эксперимента.

При положительном решении оформляются соответствующие соглашения, дорожная карта проведения эксперимента, направляются методические рекомендации по проведению эксперимента, проводятся консультационные и другие мероприятия.

Подробнее о реализации проекта на сайте https://www.артресурс.рф/
2024-09-03 09:00 шаг в профессию, жизнь в профессии. Выпуск 1 (1) ' 2024