Роль и значение детской школы искусств Крайнего Севера в духовно-нравственном и патриотическом воспитании юных жителей Чукотки
Елена Владимировна Демченко заместитель директора Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального округа Эгвекинот»
Детская школа искусств муниципального округа Эгвекинот находится в центре посёлка Эгвекинот, в Заливе Креста в Чукотском автономном округе. Посёлок окружают сопки и Берингово море. У нас довольно мягкий для Чукотки климат, комфортная инфраструктура, хорошее снабжение, и созданы все условия для спокойной современной жизни и работы. В период навигации, с июня по сентябрь, в порт заходят суда для разгрузки товаров и топлива, в остальное время транспортное обслуживание обеспечено авиационным сообщением, а зимний путь — вездеходами.
У школы есть два отделения в сёлах. Село Амгуэма находится от нас на расстоянии 90 км. В селе функционируют классы хореографии, аккордеона и отделение декоративно-прикладного творчества.
Более удалённое от нас село — Рыркайпий. Оно расположено прямо на побережье Чукотского моря, напротив мыса Шмидта.
Полное название учебного заведения, где мы работаем, — Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального округа Эгвекинот». Общее количество обучающихся — 207. В школе реализуются программы предпрофессионального образования в классах фортепиано, скрипки, гитары, баяна и аккордеона, флейты и саксофона, на отделении живописи и декоративно-прикладного творчества, хореографического искусства, всего обучаются 147 детей. В школе работает класс музыкального (вокального) исполнительства, есть отделение раннего эстетического развития для детей 5−6 лет, в отделениях сёл дети посещают классы аккордеона, фортепиано, отделение декоративно-прикладного творчества. В школе также реализуется обучение по общеразвивающим программам, всего по общеразвивающим программам обучаются 60 человек.
В школе искусств поселка Эгвекинот в 2024 году был произведен капитальный ремонт, осуществлённый в рамках федеральной программы «Культура». Все преподаватели обеспечены классами, отвечающими современным требованиям, музыкальными инструментами, методической и нотной литературой. В школе работает библиотека, есть концертный зал. Все преподаватели обеспечены учебной нагрузкой, школа работает в одну смену до 20:00.
В школе сложился замечательный педагогический коллектив, состоящий из молодых и талантливых преподавателей и их опытных коллег. Коллектив дружный, творческий и благожелательный.
Удалённость от городов материковой части страны не даёт возможности учащимся школы искусств посещать концерты, выставки, спектакли. Чтобы заполнить этот вакуум, преподавателями школы ведётся большая организационная и воспитательная работа.
За прошлый учебный год коллектив школы провёл и принял участие в 144 мероприятиях. Среди них: беседы, выставки, концерты, конкурсы, школьные, муниципальные праздники и концерты, встречи, игровые тренинги, постановка мюзикла, мастер-классы для учащихся и родителей, ярмарки, акции.
Уточняем, чтобы у коллег не создалось впечатление, что мы только и занимаемся, что «воспитываем» учащихся. В нашей школе из 207 учащихся 147 занимаются по предпрофессиональным программам. Учебный процесс в школе искусств организован в соответствии с принятыми учебными программами и планами, утверждёнными Министерством культуры Российской Федерации. Об этом говорит как высокий процент детей, принимающих участие в конкурсах различного уровня, так и высокий уровень их подготовки. Каждый год в округе проводятся заочные конкурсы в номинациях: «вокальный», «хоровой», «оркестровых инструментов», «народных инструментов», «фортепиано», а также очный конкурс «Юные дарования Чукотки», на который делегация школы вылетает в город Анадырь, и наши учащиеся принимают в нём очное участие. Номинации конкурса меняются, но неизменно наши воспитанники привозят дипломы лауреатов во всех номинациях.
Ограниченный слуховой опыт детей никак не способствует ни их культурному развитию, ни стремлению к образованию. Дети плохо и мало читают, мало путешествуют с познавательной целью, мало общаются со сверстниками из других регионов. А в школе искусств — звучат инвенции Баха и симфонии Бетховена, изучаются скульптуры Античности, натюрморты голландцев. Как соединить жёсткие требования учебной программы и воспитание интереса ребёнка к живой музыке, живописи, творчеству? Всему тому, что он должен воспринять и познать, получить собственный опыт, научиться делать своими руками.
Коллектив считает важным условием успеха соблюдение следующих принципов в организации образовательной, методической, просветительской и творческой деятельности:
для изучения и освоения учебной программы использовать лучшие, но доступные по уровню сложности и пониманию детей произведения музыкально-педагогического репертуара различных жанров и направлений;
выбирая произведения для изучения и исполнения, иметь в виду и ориентироваться на план воспитательной работы школы на текущий учебный год;
соединять (интегрировать) музыку, живопись, кино, поэзию в один предмет для рассмотрения и изучения на уроках теории и музыкальной литературы;
придавать большое значение изучению истории развития искусства в России, в том числе её малых народностей;
максимально освещать и показывать результат работы учащихся и преподавателей на выставках, ярмарках, в концертах;
·максимально включать в учебный процесс беседы, видеосюжеты об истории, литературе, театре, кинематографе, архитектуре и проводить параллели с современностью, раскрывая связь искусства с жизнью.
Как создать такой цикл воспитательно-обучающих мероприятий, чтобы школа искусств стала центром культурной жизни поселка?
Можно сказать, что таланту и изобретательности преподавателей школы нет предела. Они постоянно ищут новые формы, темы для проведения воспитательных мероприятий. Здесь им на помощь приходит календарь юбилейных дат композиторов, художников, писателей и выдающихся актёров и исполнителей. В начале учебного года обсуждается и утверждается план учебно-воспитательной работы, под который преподаватели включают в индивидуальные планы учеников произведения, которые могут быть исполнены на мероприятиях, посвящённых творчеству выдающихся деятелей культуры.
Наличие в школе искусств инструменталистов, вокалистов, художников, хореографов открывает широкий спектр тем, форм и сценариев проведения различных мероприятий.
Если остановиться на работе отделений живописи и декоративно-прикладного искусства, то можно отметить большую роль проведения тематических выставок: пленэрные работы на тему природы Чукотки, рисунки ко Дню матери, новогодние и рождественские темы, темы Великой Отечественной войны и героев СВО. Юные художники и их преподаватели создают иллюстрации, копируют знаменитые сюжеты картин, портреты. В отделении села Амгуэма преподаватель Юлия Николаевна Кравченко проводит мастер-классы по изготовлению сувенирной продукции из разных материалов, а в отделении села Рыркайпий преподаватель Альбина Николаевна Фролова проводит мастер-классы по изготовлению сувениров, росписи пряников для отправки бойцам в зону СВО.
Событием в школе искусств стал вечер, посвящённый юбилею художника Ван Гога. Учащиеся преподавателя Ирины Маратовны Токсиной изучали жизнь, творчество художника, выбирали картины и делали копии. В результате — собрали очень интересную выставку, на которой авторы объясняли свой выбор картины и делились впечатлениями о процессе работы над ней.
Учащиеся отделения декоративно-прикладного творчества большое внимание уделяют изучению и сохранению традиций творчества малых народов Севера. Художественная обработка меха и кожи, изучение национальных орнаментов, традиций, иллюстрации чукотских сказок дают не только знания, но и способствуют повышению уровня мастерства, воспитывают любовь к истории и природе родного края.
Народные элементы включены и в учебно-творческий процесс хореографического отделения. В школе создан ансамбль «Уэлькаль», участники которого изучают и сохраняют традиции народных чукотских и эскимосских танцев. Ансамбль «Уэлькаль» под руководством преподавателя Анны Владимировны Чертоляс — неизменный участник концертов в селе Амгуэма, фестивалей и конкурсов традиционной культуры муниципального и окружного уровня.
В школе работает программа организации классных часов с преподавателями по специальности: каждый месяц проводятся беседы, виртуальные экскурсии в известные музеи, осуществляется знакомство с творчеством композиторов, известных исполнителей, театров, коллективов. На это выделено время в расписании школы в субботу — в течение 30 минут проходит классный час для всех учащихся по классам преподавателей и один раз в месяц — общешкольное мероприятие.
В школе проводятся циклы воспитательных мероприятий, связанных с юбилеями выдающихся деятелей культуры России.
В рамках Всероссийской акции «Во славу русского гения» к юбилею А.С. Пушкина и М.И. Глинки в школе было организованы общешкольное мероприятие и выставка иллюстраций. На этих мероприятиях были исполнены отрывки из сказок А.С. Пушкина, романсы на его стихи, звучала музыка М.И. Глинки. В школе в рамках всероссийской акции «Сказки русской музыки» было проведено мероприятие, посвящённое творчеству Н.А. Римского-Корсакова, приуроченное к 180-летию со дня рождения композитора. Оно включало виртуальное путешествие в мемориальную квартиру-музей в городе Санкт-Петербург, создание иллюстраций по декорациям и костюмам к опере Снегурочка, звучало много музыки о море, чудесах и, конечно же, прослушаны известные и любимые романсы. Такие мероприятия были организованы и к юбилеям Г. Свиридова, Д. Кабалевского, актёров Георгия Милляра (знаменитая Баба Яга в киносказках режиссера А. Роу), Леонида Быкова («В бой идут одни старики»), писателей Николая Носова, Виктора Драгунского, Сергея Михалкова.
Часть музыкального материала представлена в записи, часть — исполняют преподаватели или учащиеся. Материалы по истории, музыковедению готовят преподаватели теоретических предметов. Таким образом формируется мероприятие, в подготовке и проведении которого задействовано большое количество людей. Для детей — это новые знания в области музыки, живописи, литературы, театра, кино. Это вдохновляет на поиск новых знаний и впечатлений в области культуры, и конечно, на плодотворные занятия искусством в стенах школы искусств. Учащиеся и родители полюбили такую форму взаимодействия и с нетерпением ждут новых встреч с искусством в таком формате.
Данная работа преподавателей направлена на то, чтобы школа искусств стала не просто источником музыкального образования детей по различным специальностям, но и культурным центром для семейного досуга и творчества, центром сохранения и приумножения культурного достояния нашей Родины.
Примером такой деятельности может служить работа преподавателей отделения школы искусств в селе Рыркайпий — Галины Вячеславовны Бабенко и Альбины Николаевны Фроловой. В школе искусств ребята осваивают игру на музыкальных инструментах, занимаются в ансамбле ложкарей, поют в хоре, изучают декоративно-прикладное искусство. В этом году силами преподавателей, учащихся и родителей поставлен мюзикл «Муха-Цокотуха». Декорации, костюмы, роли, музыкальный материал, постановка — всё это делали сообща, с нетерпением ждали премьеру, на которую собрались жители села.
Концерты, выставки, игровые программы, соревнования, совместное изготовление подарков, открыток для участников СВО — всё это делает школу искусств центром культурного притяжения для детей, большая часть времени для которых — суровая полярная ночь и морозы.
В марте месяце в школе проходит «Марафон ансамблей». В марафоне участвуют все учащиеся музыкального отделения, которые осваивают предмет ансамблевое исполнение. В мероприятии представлено коллективное музицирование в разных составах: ансамбли с преподавателями, оркестры, хоры, смешанные ансамбли. В концертной программе принимают участие семейные ансамбли. Это очень интересная и полезная форма работы для детей и преподавателей. Такой вид занятий даёт детям возможность свободно и с удовольствием музицировать, открывать для себя новые звучания, меньше волноваться и расти в качестве исполнителей. Преподаватели школы сами много музицируют, ведут активную концертную работу в ансамблях с детьми и с коллегами. Такая форма работы напоминает, что преподаватели — в первую очередь музыканты, исполнители.
И отдельным направлением работы школы необходимо выделить патриотическое воспитание детей. Взрослые — педагоги школы — на собственном примере учат подрастающее поколение чтить и любить свою Родину. Поэтому, ко всем мероприятиям, формирующим чувство патриотизма, у преподавателей школы особое отношение. В этом процессе можно выделить конкурс рисунков и плакатов, посвящённый подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Это масштабное мероприятие, в котором были приняты к рассмотрению более 100 работ из разных сел Иультинского района. Рисунки разные, выполненные детьми в различной технике и разной степени мастерства, но дорог каждый из них. Это — живая память поколений.
Преподаватели школы проводят большую работу — беседы, чтение отрывков из книг, стихов, просмотр фильмов о войне, встречи с участниками СВО, — всё это для того, чтобы дети, приступив к работе, знали, понимали и ощущали свою причастность к истории Родины. В этом году в школе провели вечер памяти участников Великой Отечественной войны «Наши семейные книги памяти», организованный в рамках Всероссийской акции, инициированной Российским движением детей и молодёжи «Движение первых».
На вечере ребята смотрели хронику начала войны под музыку Д. Шостаковича, рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, воспоминаниями поделились и преподаватели о родителях и дедушках, о трудных дорогах войны ветеранов, и о том, какими они остались в памяти потомков. В год Защитника Отечества учащиеся всех музыкальных отделений готовили песни военных лет: «Катюша», «Три танкиста», «Случайный вальс», «В землянке», «В лесу прифронтовом» и др. Учащиеся и преподаватели исполняли не только песни, но и обработки для фортепиано, саксофона, ансамбля гитаристов, баянистов, флейтистов.
Этот музыкальный материал лёг в основу отчетного концерта, который был посвящён празднику Победы. Такое каждодневное внимание, труд преподавателей, родителей и детей дают надежду, что история великих побед прорастёт в сердцах наших учеников любовью к Родине и стремлением сохранить и приумножить её достояние.