В марте 2025 года в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа на базе Детской школы искусств прошла Лаборатория арт-медиации. Предлагаем вашему вниманию заметку о Лаборатории в сочетании с небольшими интервью с её организаторами, педагогами и впечатлениями участников.
Прототипов нашей Лаборатории нет, можно сказать, что это ноу-хау. Началось всё с понимания того, что многие дети, которые учатся в музыкальных школах, зачастую очень скованно чувствуют себя на сцене. Это сильно мешает им проявить весь спектр своих талантов не только на школьных концертах и экзаменах, но и на крупных творческих конкурсах. Мы с Анной Зуммер, с которой были уже хорошо знакомы, провели мозговой штурм по поиску разных способов, с помощью которых можно помочь детям эмоционально раскрепоститься. Анна к этому времени уже много лет работала с детьми, проводила тренинги как для детей, так и для взрослых, и у неё уже был хороший набор упражнений для того, чтобы эмоционально раскрепощать аудиторию.
Мы искали разные форматы Лаборатории, хотели расширить ее программу и по счастливому стечению обстоятельств познакомились с Ярославом Тимофеевым. Сначала думали привлечь Ярослава на занятия композицией, но потом, когда узнали про его невероятно интересные лекции, доступные для широкой аудитории - не только для музыкантов, мы поняли, что программу Лаборатории необходимо расширять. Оказалось, что Ярослав очень хорошо умеет простым языком рассказывать довольно сложные вещи. И у Анны с Ярославом сложился довольно гармоничный тандем, когда Ярослав занимается с детьми музыкой – теорией и практикой, а Аня - развитием творческого воображения, раскрепощением, учит их свободно чувствовать себя на сцене, и всё это в комплексе даёт тот эффект, который мы хотели получить.
Медиация изначально понималась нами как взаимодействие личности с внешней средой через искусство и самопознание. Поэтому это действие и получило название «арт-медиация». Можно понимать термин «медиация» и в таком значении, что медиатор — это некий проводник между сегодняшним состоянием личности ученика и ее эмоционально-психологическим опытом. Ты становишься не педагогом, в привычном смысле этого слова, который пришёл поучать и от тебя что-то требовать, — процесс всегда идёт от самих участников, от их эмоционального отклика, а задача медиаторов — создать условия и организовать сам процесс, в котором нет заранее установленных правил, нет навязывания каких-то идей и знаний, которые мы должны в детей обязательно вложить. Наша задача — создание атмосферы и условий для того, чтобы ребенок был готов к творческому процессу, был свободен и раскрепощён. В рамках этой задачи возникла идея соединить психофизиологический тренинг и процесс сочинения музыки. Мы должны были найти формат, при котором у детей появится необходимый творческий импульс для ее написания. Нужна была смысловая основа, от которой дети смогут оттолкнуться, и она должна быть связана с их внутренним миром, переживаниями, темами, которые их волнуют. Нужно было придумать форму взаимодействия между внутренним состоянием ученика и внешней средой. Самая первая Лаборатория была организована в Омске. Я спросила у детей о местах в их родном городе, которые для них имеют важное значение. В первый день Лаборатории мы с детьми посетили все эти места и проводили в них наши практики. Это была такая форма медиации, когда мы знакомимся и соприкасаемся с объектами городской среды, переводя затем переживания от их посещения в конкретное действие — написание музыки на соответствующую, рождённую этим переживанием тему
Когда мы с Анной Лопер обсуждали формат Лаборатории и я предлагала такую форму ее проведения, у меня, на самом деле, было на что опереться. В театральном мире есть огромное количество примеров, когда к труппе артистов приезжает либо драматург, либо режиссёр, и за короткое количество времени (дней за пять) они совместно с труппой работают над материалом новой пьесы, т.е. осуществляется, условно говоря, лабораторная работа, а в итоге получаются мини-показы. По сути – у нас происходит то же самое.
Пример: Упражнение «Ходьба со стаканом» на проработку боязни ошибки. Учащиеся под музыку двигаются по залу в свободной траектории с пустым бумажным стаканом на голове в трёх темпах – медленно, средне или быстро (куратор произнесением цифр от 1 до 3 «включает» тот или иной темп). Первоначально у участников практики может срабатывать страх ошибки или чувство стыда в случае того, если стакан упадёт. Однако, рано или поздно стакан падает у каждого (коллективная сопричастность к проблеме), и участники тренинга начинают понимать и главное – чувствовать, что ошибка как таковая (стакан на голове – это лишь её символ) – это не приговор, не личный крест, а общее, распространённое явление, и что сильнее не тот, кто не ошибается вовсе, а тот, кто ошибался, преодолел в себе страх ошибок, эмоционально собрался и продолжил те или иные необходимые действия дальше. Далее можно усложнить упражнение небольшим добавлением в стакан воды. В итоге – в зале стоит позитивная атмосфера, фейерверк радостных, приподнятых эмоций, отсутствуют негатив, слёзы и т.п., участники тренинга смещают фокус внимания с того, чтобы стакан не упал, на удовольствие от самого процесса передвижения по залу с разной скоростью.
В наших лабораториях важна глобальная роль Анны Зумер как медиатора, потому что Ярослав занимается с детьми музыкой, композицией, импровизацией, но Аня создаёт такую основу, чтобы, приходя к Ярославу, дети или взрослые были уже раскрепощены, были уже готовы к творчеству. Аня занимается с ними упражнениями, тренингами, развивает их творческое воображение, они эмоционально раскрываются на этих занятиях, и когда они идут к Ярославу, они уже готовы творить.
Организаторы Лаборатории сразу поняли, что нужно двигаться к цели с двух сторон. Занятия музыкой для детей из ДМШ – это уже нечто привычное, порой даже будничное, а Анна даёт им материал, который для большинства абсолютно нов, – такой подход не распространён в общеобразовательных и музыкальных школах. Она работает над раскрепощением психики и преодолением физиологических зажимов. И когда дети переходят из моего музыкального класса, где я их тоже «приучаю» к свободе, в класс Анны, где тело эту свободу обретает, и там возникает ответная искра. При этом мы сохраняем достаточную автономность, не вмешиваемся в работу друг друга, но обсуждаем процесс, встречаемся и вдвоём, и с детьми. Анна обычно готовит актёрские показы на основе музыкальных пьес, т.е. говорит ребёнку: «Про что ты пишешь, зачем ты пишешь? Давай придумаем рассказ на эту тему», поэтому в итоге у нас всё оказывается взаимосвязано.
Первую Лабораторию я делал в значительной степени на ощупь, но оказалось, что формат, найденный тогда, остался актуальным до сих пор. После первой Лаборатории я ничего существенно не менял в своём алгоритме действий. Я провожу индивидуальные занятия с детьми. Сначала их было восемь, потом сократили число учеников до шести, чтобы успевать по-настоящему работать с каждым. Я сам во время первой Лаборатории не до конца верил, что удастся написать сочинение с каждым, причём за неделю. Но удалось. И с тех пор не было ни одного случая, чтобы какой-нибудь ученик не написал пьесу к финалу Лаборатории, хотя подавляющее большинство из них на первом же уроке признавалось, что никогда в жизни ничего не сочиняли и даже не планировали. Пафос нашей Лаборатории заключается отчасти в том, что мы, как спартанцы, бросаем детей в воду: «кто выплывет, тот выплывет», но «выплывают» при этом все.
Что касается коллективных занятий – их со временем становится больше, сначала было 2-2,5 лекции, сейчас - уже 4, но суть та же, со взрослыми я работал так же, как с детьми, – кратко рассказывал про теорию музыки и про искусство ХХ века.
Мы постепенно нашли, во многом с подачи Анны Зуммер, формат финального перформанса. Последние года два это всегда было так: ребёнок читает либо текст собственного сочинения, либо что-то готовое и актёрски его проживает, после чего играет свою музыкальную пьесу. И всё это выстроено в единый спектакль. В таком формате проявляются взаимосвязи между работой с телом, психологией и музыкой.
Впечатления участников после первой Лаборатории были восторженные, потому что у нас с самого начала образовалась «эмоциональная воронка»: дети затягивались в этот процесс, стремились постоянно проводить время со всей командой, соперничать друг с другом, устанавливать контакт с педагогом. Очень часто бывало, что ребёнок поджидал нас на выходе из зала или школы, чтобы задать ещё один личный вопрос; некоторые писали в WhatsApp. Эта «воронка» – и есть атмосфера полной вовлечённости в творчество, она создаёт нужный кумулятивный эффект. Для меня это главное в Лаборатории.
Было на самом деле по-разному. В начале мы чаще встречали реакцию непонимания того, что тут происходит, либо равнодушную реакцию. От того, что мы задействовали детей на фоне их занятости концертами, конкурсами и т.д., педагоги нервничали. Поэтому, сама собой появилась задача сделать для педагогов в рамках Лаборатории мастер-классы. Для этого выделялось отдельное время, Ярослав читал лекции, которые отлично принимались, а когда очередь доходила до меня – я сначала не шла в тренинг, пыталась объяснить педагогам, что происходит у нас с детьми на Лаборатории, и педагоги этого всего не понимали, а потом я осознала, что раз они не понимают то, что мы делаем, – надо с ними самими погружаться в практику, и постепенно мы начали проводить небольшие тренинги для педагогов. В первый раз это было организовано в Муравленко в прошлом году, и педагоги после двух часов тренингов говорили: «Мы хотим ещё, это невероятно, это здорово!». Мы стали исходить из того, что раз есть запрос и интерес, то нужно педагогам передавать саму нашу методику, нужно сделать Лабораторию для них, потому что поняли, что они сами должны быть погружены в процесс, они сами хотят понять, что мы такое делаем семь дней с их детьми, после чего получается такой эмоциональный и практический эффект их объединения между собой, раскрепощения, вовлечения в творчество и раскрытие их возможностей.
Участие в Арт-лаборатории Юрия Розума стало для меня незабываемым опытом! Это уникальный проект, где творчество, профессионализм и вдохновение сливаются воедино. Особенно ценным для меня стала работа с наставниками — Анной Зуммер и Ярославом Тимофеевым. Анна, с её тонким чувством юмора и вниманием к деталям и Ярослав, чьи глубокие знания и современный подход к композиции помогли мне раскрыть свой потенциал. Атмосфера в мастерской была потрясающей: тёплая, поддерживающая, заряжённая энергией созидания. Каждый день дарил новые идеи, а финалом этой недели стало моё первое собственное сочинение для фортепиано.
Выражаю благодарность всем организаторам и участникам Лаборатории. Мне понравились и дружелюбная атмосфера, и насыщенная программа курса. Я вспомнила, что могу сочинять, только мне нужно больше времени... Погружаться в творчество нужно без остатка. Есть только звук, и пусть весь мир подождёт, пока "Тристан-аккорд" автора не разрешится...».
Неделю работы в творческой Лаборатории Ю. Розума с наставниками Ярославом Тимофеевым и Анной Зуммер можно назвать праздником. Я получил огромный заряд, который не только вдохновил меня на более плодотворную работу с детьми, но и активизировал мои творческие силы. С нетерпением жду новых встреч.
«Музыкальная мастерская Юрия Розума» - это место, помогающее раскрыть в себе скрытые способности, вобрать в себя новый мир, который в дальнейшем можно передать детям. Лично для меня эта арт-лаборатория стала местом, где возможно абсолютно всё. Работа с Анной Зуммер помогла мне найти тайные ниточки к своему «внутреннему ребёнку». Благодаря её тренингам я смогла стать более открытой и смелой. Теперь свой опыт я передаю детям. А уроки композиции с Ярославом Тимофеевым подарили мне новый способ передавать музыку своей души в мир, бороться со страхами и никогда не сдаваться. Я благодарна за этот шанс поучаствовать в Лаборатории «Музыкальной мастерской Юрия Розума», за эту возможность познакомиться с новыми людьми, обрести новых друзей и открыть для себя мир музыки по-новому.
Участие в Лаборатории стало для меня незабываемым подарком! Каждый день был полон новых впечатлений, открытий, инсайтов. Занятия с Анной позволили мне взглянуть внутрь себя, раскрыть какие-то новые грани своей личности и погрузиться в процесс творчества максимально. Ярослав прочитал для нас несколько уникальных, очень ёмких и содержательных лекций, благодаря которым я смогла упорядочить знания в своей голове, разложить всё "по полочкам". Ярким финалом Лаборатории стало сочинение пьесы и выступление на перформансе. Как итог – я получила мощный толчок к тому, чтобы идти дальше по своему творческому пути и надеюсь, что всё еще впереди!
Творческая Лаборатория арт-медиации запомнилась нам ярким знаменательным событием, оставившим глубокий след в наших сердцах. В течение недели мы изучали теорию и историю музыки, посещали занятия по музыкальной композиции и импровизации, тренинги по публичным выступлениям. Мы постоянно находились в идейном вихре знаний, открытий, потоке творческого искания, выходили за рамки привычных обучающих стандартов. Лаборатория – это проект, в котором можно смело экспериментировать, искать себя и раскрывать свой творческий потенциал.
Наши кураторы – Ярослав Тимофеев и Анна Зуммер – не только замечательные люди, но и большие профессионалы, мастера своего дела.
Мы благодарим их за бесценный опыт, а также новые открытия и возможности для реализации своих творческих и педагогических навыков, которые мы с большим удовольствием будет передавать нашим ученикам.
Уже есть результаты нынешней Лаборатории, и я вижу потенциал педагогов, некоторые из которых могли бы брать на себя инициативу делать нечто подобное, и, может быть, следующим этапом нашего развития будет рекомендация дать им задачу провести подобную Лабораторию в своих городах. Мне кажется, что нужно идти дальше и глубже, что нельзя оставлять всё так, как есть. Мы, конечно же, не можем объять необъятное: детей много, школ много, городов много. Но есть возможность научить педагогов воспитать такое поколение своих коллег, которые так же смогут генерировать подобные идеи и в таком же или схожем формате взаимодействовать с ребятами.