Детская музыкальная школа в период Великой Отечественной войны:
хроника нашей памяти

посвящается 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
×
Дорогие друзья!
и. о. ректора ГМПИ
имени М. М. Ипполитова - Иванова,
заслуженный деятель искусств России, профессор
ВАЛЕРИЙ ИОСИФОВИЧ ВОРОНА
В палате выключили радио,
И кто-то гладил мне вихор…
В зиминском госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор.
Уже начать нам знаки делали.
Двумя рядами у стены
Стояли мальчики и девочки
Перед героями войны.
Они, родные, некрасивые,
с большими впадинами глаз, и сами тихие,
несильные, смотрели с жалостью на нас.
В тылу измученные битвами, худы,
заморены, бледны,
в своих пальтишках драных были мы
для них героями войны…

…Все пели праведно и доблестно – и няня в стареньком платке,
и в сапогах кирзовых докторша, забывши градусник в руке.
Вошли смущенно шефы-грузчики
И, встав тихонько за кровать,
Большие, гордые и грустные, сняв шапки,
стали подпевать.
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло…
Вот это всё и было – Армия.
Всё это Родину спасло.
АРМИЯ
И в заключение хочется вспомнить проникновенные строки стихотворения Евгения Евтушенко, мама которого — Зинаида Ермолаевна Евтушенко — окончила Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова в 1938 году. Это строки о маленьких певцах и раненых солдатах, их единении, которое поэт и называет «Армия».
Откроет альманах очерк о Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, которое не прекращало свою работу даже в самое сложное для Москвы время — начало войны, дни жестокой обороны столицы, в которой участвовал каждый ее житель. Добровольцами уходили на фронт студенты и преподаватели училища, те, кто продолжал учиться и работать — участвовали в концертных бригадах, сформированных буквально в первые месяцы войны, трудились на строительстве баррикад и ограждений на улицах и подступах к Москве. Продолжался ежедневный учебный процесс, отраженный в архивных документах училища. Листая страницы и рассматривая сохранившиеся фотографии, мы увидим также жизнь детей и их преподавателей в разных уголках нашей страны — Кирове, Омске, Москве, Калуге. Голодные дни, неотапливаемые помещения музыкальных школ, ночные дежурства взрослых. В каждом рассказе — официальные архивные документы и живые воспоминания на пожелтевших страницах, старые фотографии с удивительно светлыми лицами маленьких учеников и их строгих учителей — это поразительные факты мужества и стойкости, силы человеческого духа, это свидетельства бесконечной любви к детям и музыке, которые пронесли в тылу наши учителя через тяготы быта, болезни и потери. Пронесли и сохранили каждую школу, музыкальное училище, они работали и учили вопреки всем невзгодам и испытаниям — с несокрушимой верой в Великую Победу!
Мы не можем не поделиться тем волнением, с которым каждый из нас вчитывался в очередной снятый с архивной полки документ, строгий по форме и поразительный по содержанию: о ежедневных буднях военного времени маленьких учеников музыкальных школ, юных студентов музыкальных училищ, их учителей, многие из которых были артистами знаменитых оркестров и театров.
Хроники военного времени в специальном выпуске журнала «Территория творческого образования» — это страницы истории нашей страны, посвященных вдохновенному труду музыкантов-педагогов музыкальных училищ и школ, сохранивших в ежедневном подвиге ее великую культуру. В год 80-летия Великой Победы архивные страницы словно оживают в нашей памяти, собираясь в незабываемые кадры документального кино.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

СЛОВО ШКОЛАМ