Специальный выпуск

Страницы хроники военного времени Музыкального училища им. Ипполитова-Иванова

Ирина Юрьевна Савощенко

специалист Центра компетенций

ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова


Июнь 1941 года. Москва. Улица Воронцовская, дом 15. Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Взволнованные студенты собираются группами и что-то горячо обсуждают… Из классов доносятся звуки скрипки, виолончели, фортепиано… Заканчиваются экзамены. Впереди — каникулы, впереди — надежды и мечты, впереди — целая жизнь… И вдруг — война… Тяготы и потери, трагические судьбы, слезы и горе…
С началом войны учебный процесс в Музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова не прерывался. В конце июня 1941 года была введена светомаскировка, назначен ежедневный график ночных дежурств, а также организованы группы самозащиты педагогов и учащихся. На время каникул сотрудники были отправлены в отпуск или освобождены от работы. Но, как и прежде, 1 сентября 1941 года, согласно указанию Управления по делам искусств при Мосгорисполкоме, учебное заведение открыло свои двери для студентов.
На протяжении 1941−1945 годов в училище осуществлялся выпуск, а также прием учащихся, некоторые из поступающих были зачислены «вне курса» (по итогам первой экзаменационной сессии данные учащиеся определялись на соответствующий курс обучения) и на подготовительный курс.
Среди студентов военного периода можно выделить музыкантов, которые впоследствии внесли значимый вклад в развитие музыкального искусства и образования — П. В. Халабузарь, С. М. Колобков и другие, а также создатели первой отечественной арфы — А. А. Каплюк и С. К. Майков.
Ярким примером организованной системной научной и практической деятельности является многолетний труд Полины Викторовны Халабузарь, профессора, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры Российской Федерации. На протяжении всей жизни она работала с хоровыми коллективами, являлась автором многочисленных учебных пособий и составителем репертуарных сборников, рассматривала, анализировала и обобщала проблемы массового музыкально-эстетического воспитания детей. Полина Викторовна возглавляла научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры РСФСР, являлась профессором Института переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Важную роль в развитии музыкально-исполнительского искусства и образования сыграл Сергей Михайлович Колобков, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, ректор (с 1979 по 1981 годы, с 1984 по 1999 годы) Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (с 1992 года — Российская академия музыки имени Гнесиных). Он окончил училище в 1945 году по классу баяна. Сергей Михайлович являлся создателем собственной педагогической школы, блестящим дирижером ведущих оркестров разных составов, способствовал развитию оригинального репертуара, продвижению исполнительского искусства. Благодаря его усилиям произошло преобразование учебного заведения в Российскую академию музыки имени Гнесиных.
Студенты училища Алексей Алексеевич Каплюк и Сергей Кузьмич Майков стали создателями первой отечественной арфы. До войны они начали обучение у Дуловой Веры Георгиевны. «Играли все на одной единственной арфе. Но вот как-то раз в подвале училища мы с Сергеем Майковым обнаружили старый, совсем негодный инструмент. Разобрали его до основания, стали реставрировать. Потом подумали: а что, если изготовить свою собственную арфу?», — вспоминает Алексей Каплюк. Спроектированный инструмент должны были представить 30 июня 1941 года, но началась война… Сергей Майков ушел на фронт, следом за ним — Алексей Каплюк, который перед отъездом разобрал арфу и отвез ее друзьям. С черепным ранением, отмороженными ногами, без кисти вернулся Сергей Майков. Он и собрал разобранную арфу еще до окончания войны, пока воевал Алексей Каплюк. В 1946 году были изготовлены две арфы конструкции Сергея Кузьмича Майкова и Алексея Алексеевича Каплюка, а уже в 1948 году началось серийное производство отечественных арф.
В 1941 году в связи с эвакуацией или мобилизацией на фронт сократился штат преподавателей. Из воспоминаний заведующей учебной частью А.С. Сумбатян:
«…Единственным выходом из создавшегося положения был мой поход в Большой зал консерватории, в котором под руководством дирижера Н. С. Голованова шла репетиция симфонического оркестра. Мне очень повезло. Такие первоклассные музыканты, как В. П. Ширинский (скрипка), его брат С. П. Ширинский (виолончель), гобоист профессор Н. В. Назаров, валторнисты В. С. Шувалов, В. Н. Солодуев, радостно согласились работать в нашем училище, хотя помещение не отапливалось и воздух был синим от дымящихся печурок».
Позднее, в 1942—1945 годы, сохранилось движение контингента учащихся и педагогов, что было обусловлено особенностями военного времени: отъездом, отправкой на фронт, поступлением в Московскую государственную консерваторию, возвращением с фронта после ранений. Так, на духовое и музыкально-теоретическое отделение были зачислены в 1943—1944 годы военнослужащие Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, Военной академии химической защиты имени К. Е. Ворошилова, I-го Московского Краснознаменного и ордена Ленина военного авиационного училища связи, Первого Московского гвардейского Краснознаменного ордена Красной Звезды минометно-артиллерийского училища им. Красина.
Приведем несколько биографических справок.
До начала войны в училище работал, а затем в 1942 году ушел на фронт Георгий Александрович Чевкин, преподаватель общего фортепиано, награжденный орденом Отечественной войны II степени и медалями. Борис Моисеевич Симский, преподаватель скрипки, в 1942—1943 годах выступал в составе концертной бригады агитпоезда Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Список ушедших на фронт ипполитовцев, учащихся и выпускников 1941—1945 годов, значителен. По архивным данным ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова среди них:
Юрий Иванович Чебаков (скрипка, награжден медалью «За боевые заслуги»),

Лазарь Маркович Двоскин (альт, награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу»),

Сергей Иванович Купреев (гобой, награжден орденом Красной Звезды),

Виктор Иванович Купреев (тромбон, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги»),

Лев Геселевич Мармурштейн (виолончель, награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени),

Олег Соломонович Ронинсон (альт, награжден медалями, представлен к ордену Отечественной войны I степени),

Нина Семеновна Рубцова (скрипка, награждена медалью «За отвагу»),

Татьяна Афанасьевна Чубченко (фортепиано, награждена орденом Отечественной войны II степени),

Игорь Алексеевич Дмитриев (преподаватель по классу виолончели, награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией») и другие.
Борис Георгиевич Уваров, выпускник фортепианного отделения, в 1942 году ушел добровольцем на фронт, научился играть на трофейном аккордеоне, который получил в подарок от командира Второго гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора В. В. Крюкова. С 1943 года аккомпанировал заслуженной артистке РСФСР Лидии Андреевне Руслановой. Вот как вспоминает Борис Георгиевич выступление с певицей в мае 1945 года: «И вот — Берлин… У Рейхстага шумно, людно, пестро. Взошли внутрь логова. Гарь душила, густой пепел под ногами. Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова. Ком в горле встал, слез не сдержать… А петь было трудно в таком дыму. Решили выйти на свежий воздух. Концерт продолжили на ступенях Рейхстага. После выступления Русланова, а следом за ней и мы ставим на вечную память свои автографы на рябом теле здания…».
Мать поэта Евгения Евтушенко — Зинаида Ермолаевна Евтушенко — окончила училище незадолго до войны — в 1938 году. Она являлась солисткой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а с 1941 по 1943 годы выступала в составе фронтовых концертных бригад.
В годы войны в училище были приняты на работу выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги, среди которых: С. П. Ширинский (преподаватель по классу виолончели), В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева, А. Ф. Мутли (преподаватели музыкально-теоретических дисциплин) и др.
1941−1945 годы для Музыкального училища им. Ипполитова-Иванова были тяжелыми. Учебный процесс осуществлялся в особых условиях военного времени. «Во время бомбежек занятия по предметам велись в подвальных этажах без всяких перебоев в расписании», — вспоминает заведующая учебной частью А. С. Сумбатян. Соблюдались правила светомаскировки, были организованы ночные дежурства, созданы группы самозащиты педагогов и учащихся, пожарная бригада, санитарное, аварийное, химическое звено, проводились тренировочные занятия в противогазах, строевая и лыжная подготовка. Помимо этого, студенты отправлялись на работу в совхоз, на лесозаготовки, работали в подсобном хозяйстве, а также готовили помещения к новому учебному году.
«Занимались чаще не в классах, а внизу, в коридоре, …там было теплее, при свете коптилок, так как электричество часто отключали. Дрова для отопления в училище привозили и пилили сами», — вспоминает студент струнного отделения 1942 года Юрий Царев. «Мы копали противотанковые рвы и доты в районе Вязьмы и Смоленска, с августа по 26 ноября 1941 года…», — рассказывал выпускник 1945 года духового отделения Григорий Гусев.
Несмотря на такие сложные условия, в которых приходилось работать и учиться на протяжении всех лет, в училище поддерживалась строгая дисциплина. Учащимся «за опоздания на занятия оркестра», плохую посещаемость, «неявку на занятия», «нарушение дисциплины на уроке военного дела», «плохую подготовку своих партий» и т. д. объявлялись выговоры. В 1945 году был введен журнал дисциплинарных проступков, в котором фиксировались отметки за поведение, выставленные в конце каждого месяца.
Любовь Владимировна Рубинштейн, являвшаяся директором учебного заведения в военный период, отдавала все силы училищу. В ее заявлении на отпуск в октябре 1944 года указана формулировка «ввиду крайнего переутомления».
Любовь Владимировна «все сделала для того, чтобы наше училище шло в ногу со временем и в годы великих испытаний внесло свою посильную лепту в разгром врага», - вспоминает Лидия Владимировна Руденко, преподаватель фортепиано.
Усилиями преподавателей воспитывалось профессиональное мастерство. Студенты и выпускники училища были востребованы. Так, Виктор Купреев, являвшийся в 1939 году студентом 3 курса духового отделения по классу тромбона, поступил в оркестр Большого театра, в котором работал до ухода на фронт в 1941 году, Григорий Гусев, также студент 3 курса по классу валторны, в 1943 году был принят в оркестр Малого театра, а затем в Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, а выпускница Маргарита Меграбян, альтистка, сразу по окончании училища вошла в состав Государственного Большого симфонического оркестра, Олег Ронинсон после ранения (был мобилизован на фронт в 1941 году) в 1943 году вернулся и продолжил обучение в училище и одновременно работал в симфоническом оркестре областной филармонии концертмейстером группы альтов.
С появлением в учебном заведении в 1942 году учащихся, являющихся инвалидами по зрению, преподавателем баяна Владимиром Константиновичем Якубовским была разработана система обучения военноослепших. К 1945 году в классе педагога уже занимались 10 бывших фронтовиков, награжденных различными орденами, медалями, в том числе за оборону Москвы, Ленинграда, Сталинграда. В это время на работу в училище был принят педагог нотной записи для слепых.
Происходили изменения и в организации учебного процесса. В 1944 году словесная оценка успеваемости и поведения учащихся была заменена цифровой пятибалльной системой в соответствии с распоряжением Совнаркома СССР, а в октябре этого же года по учебному заведению вышел приказ «об однотипном ведении журналов».
В 1945 году в библиотеке училища была проведена перерегистрация нот, клавиров и учебников, а также установлены правила выдачи данной литературы, введенные Наркомпросом.
Обучение было платным, оплата за полугодие составляла 100 руб. (на тот момент на эту сумму можно было купить 1 литр молока и 5 яиц). От оплаты за обучение на основании приказа по училищу освобождались «семьи младшего начального состава и красноармейцев», а также инвалиды войны, военнослужащие, направленные на учебу по путевкам воинских частей.
Учащимся, которые демонстрировали отличные успехи, в 1941 году назначалась стипендия. Позднее, в 1942—1945 гг. студентам, не имеющим академических задолженностей и пропусков занятий, устанавливалась стипендия от 80 до 140 руб. в месяц, в зависимости от курса обучения. Стипендия также выплачивалась инвалидам Отечественной войны и учащимся «с плохим материальным положением».
К окончанию войны, в январе 1945 года, была пересмотрена оплата педагогов по тарификации и установлена часовая оплата, при этом повышенная оплата труда предусматривалась «высококвалифицированным педагогам» по списку, утвержденному приказом по училищу.
Преподаватели совместно с учащимися в 1941-1945 годы выезжали в концертные поездки для бойцов армии, в госпитали, а также организовывали концерты, вырученные средства от этих концертов направлялись в Фонд обороны. Лидия Владимировна Руденко, преподаватель фортепиано, вспоминает:
«Помню, как в ледяном зале при температуре минус пять, сидели бойцы, крепко сжимая в руках винтовки, готовые при первой тревоге уйти на защиту города. С опухшим лицом и руками играл на скрипке Николай Борисович Соколов, а его однофамилец Михаил Георгиевич „как на льду катался“ (по его выражению) по клавиатуре рояля… Музыка была нужна, это своего рода оружие, которое поднимало дух и настроение фронтовиков…».
Оркестр училища под руководством Михаила Никитовича Тэриана в 1941—1942 годы выступал в Хамовнических и Симоновских казармах, в зале Первого подшипникового завода, в госпиталях, а также в воинских частях под командованием генерала К. К. Рокоссовского.
Устраивались новогодние концерты и для детей в бомбоубежище на Абельмановской улице, о чем сохранились заметки в газете «Вечерняя Москва».
Руководителю струнного ансамбля Михаилу Никитовичу Тэриану, преподавателю камерного ансамбля Константину Христофоровичу Аджемову, преподавателю ансамбля и квартета Николаю Борисовичу Соколову были объявлены благодарности приказом директора училища.
В 1942 году для концертных бригад, обслуживающих части Красной Армии, в которых не хватало баянистов, готовились баянисты из числа студентов фортепианного отделения училища. В 1944 году на основании решения Главного Управления учебных заведений Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР были сформированы концертно-фронтовые бригады учащихся и преподавателей на время летних каникул, а в 1945 году — концертные бригады «для производственных концертов».
«Руководителем концертной бригады Первого Прибалтийского фронта была утверждена я. В моей бригаде был квартет, … впервые в ту пору выезжающий на фронт в составе Маши Родиной (первая скрипка), Эмилии Кислинской (вторая скрипка), Амалии Гусаровой (альт) и Юры Царева (виолончель) — самого маленького, ему было 16 лет. Готовил квартет и делал переложения ведущий педагог училища Н. Б. Соколов. … В невероятно тяжелых условиях мои подопечные проехали и прошли сотни и сотни километров… Приезжали в воинские части усталые, запыленные, голодные, но тут же давали концерт, которого воины ждали с большим нетерпением. От линии огня бригада была в двух-трех километрах…»
-вспоминает Руденко Лидия Владимировна, преподаватель фортепиано.
Преподаватели училища активно участвовали также в общественно-культурной жизни: в декабре 1943 года оказывали помощь в проведении смотра художественной самодеятельности по Таганскому району, а также входили в состав районной комиссии.
Хроника военного времени Музыкального училища им. Ипполитова-Иванова… Такая многогранная, далекая и близкая одновременно… Восстанавливая события, прикасаясь и приоткрывая двери в истории и судьбы педагогов, учащихся, переживших это тяжелое время, становится очевидно, что в рамках одной статьи невозможно сказать о каждом, чья жизнь переплетается со страницами Великой Отечественной войны. Вместе с тем, приведенные факты и воспоминания — это примеры удивительного мужества и стойкости, целеустремленности и силы человеческого духа, высокого профессионализма музыкантов — преподавателей и учащихся, которые вопреки всему бережно сохранили ипполитовские традиции и музыкально-исполнительское искусство, внесли свой вклад в приближение Великой Победы, а в послевоенные годы способствовали развитию отечественной культуры и музыкального образования. Низкий поклон всем, кто выстоял, и вечная память тем, кто отдал свои жизни за наше мирное небо.
Хочется выразить слова благодарности и.о. ректора Валерию Иосифовичу Вороне за содействиев подготовке статьи, заведующей архивом Светлане Юрьевне Черепановой за помощь и предоставленные архивные материалы, а также заведующей научно-методическим кабинетом Наталье Филипповне Панковой за фотоматериалы, материалы публикаций, воспоминаний преподавателей и учащихся.
Факты, упоминаемые в статье, имеют документальное подтверждение.
2025-05-09 12:00