Новости журнала

Информация Общероссийского профсоюза работников культуры

Информация Общероссийского профсоюза работников культуры к августовским педагогическим совещаниям работников детских школ искусств

Центр компетенций ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова по вопросам, затронутым в информации Российского профсоюза работников культуры, 23 сентября 2025 года проводит вебинар «Практикум руководителя детской школы искусств. Принципы и подходы к организации деятельности ДШИ в новом 2025−2026 учебном году».
Запись на вебинар осуществляется по ссылке

Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий второго этапа реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2025-2030 годы

В рамках второго этапа реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2025-2030 годы» (далее – Концепция) будет уделено внимание развитию материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, включая детские школы искусств; инфраструктуре и совершенствованию его правового регулирования и методического сопровождения. Планируется также активное вовлечение молодых кадров в сферу дополнительного образования.
В отношении детских школ искусств планом мероприятий по реализации Концепции предусмотрено:
— сохранение сети ДШИ (юридических лиц);

— увеличение количества мест для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств в ДШИ;

— доведение доли бюджетных мест для обучения по предпрофессиональным программам до 80% от общего количества бюджетных мест в ДШИ;

— усиление организационно-методического сопровождения ДШИ путем сохранения действующей в субъектах РФ сети региональных методических служб в области художественного образования и обеспечения их эффективного функционирования;

— проведение всероссийских конференций и методических мероприятий, направленных на сохранение традиций и развитие отраслевой системы дополнительного образования в области искусств.

Оплата труда педагогических образовательных организаций в сфере культуры и искусств

В настоящее время в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» возобновилась работа по подготовке пилотного проекта в сфере образования.
Одним из целевых показателей и задач, характеризующих достижение национальных целей развития России, является утверждение в 2026 году новых систем оплаты труда государственных и муниципальных учреждений и внедрение таких систем с 2027 года в целях обеспечения роста доходов работников бюджетного сектора экономики.
До внедрения новых систем оплаты труда педагогическим работникам образовательных организаций в сфере культуры и искусств, в том числе совмещающих педагогическую деятельность с культурной и творческой, должна быть обеспечена сбалансированная учебная нагрузка согласно установленным президентскими указами показателя уровня заработной платы (п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации по итогам встречи с работниками культуры в Тверской области, состоявшейся 27 марта 2024 года).

Новый Порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года

С 1 сентября 2025 года подлежит применению новый Порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года (приказ Минобрнауки России от 17.03.2025 № 236 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года»).
Новый Порядок практически повторяет положения Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644, и предусматривает следующее.
Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы имеют педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225.
Продолжительность непрерывной педагогической работы устанавливается организацией в соответствии с записями в трудовой книжке и (или) на основании основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже, формируемой работодателем в электронном виде в соответствии со статьей 661 ТК РФ, других надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт непрерывной педагогической работы.
Продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы определяются коллективным договором.
За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность).
За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется объем учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов).

Приказ действует до 1 сентября 2030 года.

Обновлены нормы продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных организаций

С 1 сентября 2025 года вступают в силу обновленные нормы продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных организаций и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательных школ, детских школ искусств, образовательных организаций среднего профессионального образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 4 апреля 2025 № 269 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки» /далее — Приказ № 269).
Указанный приказ издан в связи с разграничением полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации и действует до 1 сентября 2031 года.
Совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.04.2025 г. № 285/334 с 1 сентября 2025 года признаются утратившими силу соответственно приказ Минобрнауки от 22 декабря 2014 г. № 1601, приказ Минобрнауки России от 29.06.2016 года № 755, а также приказ Минпросвещения России от 13.05.2019 года № 234.
Утвержденный Приказом № 269 Порядок определения учебной нагрузкипедагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки /Приложение № 2 к Приказу № 269/ (далее — Порядок /относится к педагогическим работникам, замещающих должности, поименованные в подразделе 2 (подраздел 2 Должности иных педагогических работников) раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225.
В рассматриваемом приказе сохранены действующие нормы продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также порядок определения им учебной нагрузки.
Обращаем внимание, что в Порядке не содержится указаний на ограничение верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры.
Ограничение вводится только педагогическим работникам СПО, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год. Для них установлен верхний предел учебной нагрузки в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году.
Согласно п. 17 Приложения 1 к Приказу № 269 расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц являются: для преподавателей ДШИ — нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю; для концертмейстеров — нормы часов педагогической работы 24 часа в неделю — «с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, фактического объема их педагогической работы в неделю (для концертмейстеров) или фактического объема их учебной нагрузки в неделю (в год) (для преподавателей ДШИ, преподавателей СПО).
Продолжительность рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, установлена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 11 апреля 2025 года № 335 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и о порядке определения учебной нагрузки указанных работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела учебной нагрузки«(далее — Приказ № 335).
Закреплено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, составляет 36 часов в неделю.
Утвержден Порядок определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года.
В связи с вступлением в силу Приказа № 269 и Приказа № 335 руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, следует к 1 сентября 2025 года привести локальные нормативные акты организации в соответствие с вышеназванными приказами, а также ознакомить с ними педагогических работников организации под роспись.

Обновлены правила режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников

С 1 сентября 2025 года особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (относящихся к перечню, указанному в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225) и иных работников общеобразовательных школ, колледжей, техникумов, образовательных организаций дополнительного образования, в том числе в сфере культуры и искусств, регулируются приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 апреля 2025 года № 268 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения» (далее — Приказ № 268).
Приказ Минобрнауки от 11 мая 2016 года № 536 (далее – Приказ № 536) совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 11 апреля 2025 года №332/283 с 1 сентября 2025 года признается утратившим силу.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (подраздел 1 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225), и иных работников образовательных организаций высшего профессионального образования регулируются приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 8 апреля 2025 года № 318 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам» (далее — Приказ № 318).
Указанные приказы действуют до 1 сентября 2031 года.
В целом правила, действующие в Приказе № 536, сохранены. Новеллами в Приказе № 268 являются конкретизация видов работ, как непосредственно входящих в должностные обязанности педагогических работников в соответствии с квалификационными характеристиками (п. 14 Приказа № 268), так и дополнительных видов работ, связанных с образовательной деятельностью и осуществляемых с письменного согласия педагогических работников за дополнительную оплату (п. 16 Приказа № 268).
Обращаем внимание, что согласно пункту 35 Приказа № 268 при составлении графика работы в каникулярное время работодатель с письменного согласия педагогических работников для выполнения работы в пределах установленного им объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) в неделю вправе вводить суммированный учет рабочего времени.
Кроме того, упорядочено регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников (Раздел VII Приказа № 268).
Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР) организации с учетом выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами в порядке, установленном ПВТР.

Конституционный Суд Российской Федерации защитил права педагогических работников с заработной платой ниже МРОТ

23 сентября 2024 года Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Р Ф от 23.09.2024 № 40-П) защитил права педагогических работников с заработной платой ниже МРОТ.
Конституционный Суд установил, что работодатель не может включать в сумму заработной платы педагогических работников, не превышающую МРОТ, оплату за дополнительные виды работ, непосредственно не входящие в их должностные обязанности, а также добавленную сверх установленной нормы учебную нагрузку.
У региональных организаций Профсоюза была запрошена информация о выполнении Постановления К С РФ в их регионе.

Из предоставленной информации особо следует выделить Оренбургскую областную организацию Профсоюза (председатель — Гиржева Е. Н.), которая провела работу с Управлением по культуре и искусству Администрации города Оренбурга по вопросу исполнения указанного Постановления К С РФ.

В результате в городе Оренбурге на совещании у заместителя Главы города по социальным вопросам, состоявшемся 21.03.2025 г., было принято решение о перерасчете заработной платы преподавателей образовательных организаций, в том числе детских школ искусств, с 01.01.2025 г. согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2024 № 40-П

Восстановление педагогическим работникам детских школ искусств утраченного права на досрочное пенсионное обеспечение

Продолжилась совместная работа Профсоюза и Минкультуры России по восстановлению преподавателям ДШИ утраченного права на досрочное пенсионное обеспечение.
Для продвижения соответствующей законодательной инициативы по внесению изменений в пенсионное законодательство, подготовки обоснований и прогнозирования финансовой нагрузки на бюджет по инициативе Профсоюза создана Рабочая группа по подготовке проведения мониторинга по вопросу численности и распределения по возрасту педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в сфере культуры и искусств.
На данном этапе Департаментом региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры России указанный мониторинг проведен, результаты которого будут направлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Наряду с положительными результатами применение Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Министерством просвещения РФ 24.03.2023 № 196 (далее — Порядок), выявило и ряд проблем.

В отдельных субъектах Российской Федерации региональные аттестационные комиссии отказывают педагогическим работникам художественного образования в прохождении аттестации в соответствии с абзацем 4 пункта 31 Порядка аттестации, так как не учитывают государственные и ведомственные награды за достижения в сфере культуры и искусств.
Минкультуры России и Профсоюз при поддержке Общероссийского Профсоюза образования обратились с совместным письмом в Минпросвещения России, разработчика указанного Порядка, для урегулирования этого вопроса.
Ответное письмо Министерства просвещения Российской Федерации, содержащее положительную позицию Минпросвещения России в отношении учета государственных и ведомственных наград, полученных педагогическими работниками за достижения в своей отрасли, при прохождении ими аттестации по п. 31 Порядка аттестации, было направлено руководителям региональных организаций Профсоюза.

Реализация программы «Земский работник культуры»

Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года Правительство Российской Федерации в декабре 2024 года приняло постановление, дающее старт программе «Земский работник культуры» с 2025 года.Это решение было принято в результате длительной, начиная с 2021 года, работы Минкультуры России, Комитета Государственной Думы по культуре и Профсоюза.
Программа «Земский работник культуры» (далее – Программа), включающая в себя и педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусств, направлена на привлечение специалистов в области культуры в сельские населенные пункты и малые города с числом жителей до 50 тысяч человек, что позволит улучшить доступность культурных услуг для населения и содействовать развитию культурной инфраструктуры в регионах.

О попытках реформирования системы дополнительного образования в сфере культуры и искусств в отдельных субъектах Российской Федерации

Департаментом культуры города Москвы в начале т.г. планировалось резкое сокращение количества детских школ искусств, являющихся самостоятельными юридическими лицами.
Предполагалось объединение ДШИ в кластеры по территориальному признаку (слияние до 16 ДШИ в одно юридическое лицо); замена долгосрочных дополнительных предпрофессиональных программ на краткосрочные общеразвивающие программы, реализация общеразвивающих программ по принципу софинансирования за счет родительской платы.
В целях предотвращения негативных последствий подобного реформирования для системы дополнительного образования в области культуры и искусств (значительное снижение количества учащихся и, как следствие, снижение педагогической нагрузки, потеря в заработной плате, сокращение численности или штата педагогических работников), Профсоюз обратился за разъяснением сложившейся ситуации в Департамент культуры города Москвы, к советнику Президента Российской Федерации Ямпольской Е. А., а также в Администрацию Президента Российской Федерации.
В результате сложной переписки между органами государственной власти Профсоюз в конечном итоге получил ответ от Администрации Президента Российской Федерации, в котором сообщалось, что реформирование детских школ искусств в г. Москве проводить не предполагается.
Данная информация была доведена до сведения региональных организаций Профсоюза, поскольку в субъектах Российской Федерации возникли волнения в связи с возможным подобным реформированием детских школ искусств и в их регионах.

Общероссийские конкурсы «Лучшая детская школа искусств» и «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2025 года.

Министерством культуры Российской Федерации объявлены условия проведения общероссийских конкурсов «Лучшая детская школа искусств» и «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2025 года.
Ежегодные конкурсы проводятся в три этапа: первый — региональные отборы, второй — отборы по федеральным округам, третий — финальные испытания и церемония награждения в Москве.
В конкурсах этого года расширено число призеров, награждаемых денежными призами, а размеры денежных вознаграждений увеличены.
Общероссийский конкурс «Лучшая детская школа искусств» проводится в двух номинациях — среди городских и сельских ДШИ. Детские школы искусств, победившие в каждой из двух номинаций, будут награждены денежными премиями в размере 1 млн рублей. Остальные школы, вышедшие в финал конкурса, получат статус призера конкурса и денежные премии в размере 300 тыс. рублей каждая. Кроме того, Большим жюри может быть принято решение о присуждение специального приза одной из школ — участниц финала в размере 500 тыс. рублей.
Общероссийский конкурс «Лучший преподаватель ДШИ» проводится по двум номинациям: «Лучший молодой преподаватель ДШИ» (среди преподавателей в возрасте до 35 лет включительно на дату проведения регионального этапа без каких-либо ограничений по трудовому стажу) и «Лучший преподаватель ДШИ» (среди преподавателей от 36 лет без каких-либо ограничений по трудовому стажу). Преподаватели, признанные победителями в двух номинациях, награждаются денежными премиями в размере 500 тыс. рублей, остальные финалисты получают звания призеров конкурса и награждаются денежным премиями в размере 200 тыс. руб. каждая. Также решение Большого жюри одному из участников федерального этапа может быть вручен специальный приз в размере 200 тыс. рублей.
Региональные этапы конкурсов были проведены органами управления культурой субъектов Российской Федерации до 10 июня 2025 года. Информация о победителях регионального этапа направлены в Оргкомитет конкурсов в срок до 1 июля 2025 года.
В целях поддержки детских школ искусств и повышения мотивации профсоюзного членства Профсоюз ежегодно участвует в проведение названных конкурсов в составе окружных комиссий и Большого жюри, а также в награждении победителей. Дипломами Профсоюза и денежными премиями награждаются первичные профсоюзные организации лучших детских школ искусств (детских сельских школ искусств) и лучшие преподаватели — члены Профсоюза.

Сетевой журнал для детских школ искусств, творческих колледжей и вузов «Территория творческого образования

С сентября 2024 года председатель Профсоюза вошла в состав редакционной коллегии нового сетевого журнала для детских школ искусств, творческих колледжей и вузов «Территория творческого образования (учредитель — Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М.  Ипполитова-Иванова, Центр компетенций). Журнал выступает необходимой и полезной площадкой для обсуждения актуальных вопросов в сфере творческого образования, в том числе применения на практике норм трудового законодательства в образовательных организациях сферы культуры и искусств.

Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств – 2025: образование, управление, развитие. Роль и значение ДШИ в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания»

В рамках XI Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур в сентябре т.г. (11−13 сентября)вСанкт-Петербургепройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств — 2025: образование, управление, развитие. Роль и значение ДШИ в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания» (далее — Конференция)., в работе которой в качестве участника и выступающего приглашена председатель Профсоюза Цыганова С.Н.
Последние новости