Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
×
Журнал Терто №1 (1) '2024

Развитие творческих способностей учащихся ДШИ на основе интеграции различных видов искусств (обобщение многолетнего опыта работы Черноголовской детской школы искусств имени Е.П. Макуренковой)

О создании и многолетнем опыте реализации комплексной программы в области искусств и ее взаимодействии с предпрофессиональными и общеразвивающими программами, реализуемыми детской школой искусств

Развитие творческих способностей учащихся ДШИ на основе интеграции различных видов искусств (обобщение многолетнего опыта работы Черноголовской детской школы искусств имени Е.П. Макуренковой)

Ольга Сергеевна Агроскина
Директор ДШИ имени Е.П. Макупенковой, преподаватель фортепиано, заслуженный работник культуры РФ
Ирина Никодимовна Рудольская
Преподаватель теоретических предметов ДШИ имени Е.П. Макупенковой, заслуженный работник культуры Московской области
Как воспитать гармонично развитую личность в современном мире, сформировать музыкальную, эмоциональную, исполнительскую культуру ребенка, развить музыкальные и творческие способности? Ответы на эти вопросы не один год ищут многие преподаватели детских школ искусств. Несомненно, нужны особые педагогические подходы, позволяющие совершенствовать технологии обучения музыкальным предметам, более гибко и разносторонне использовать богатый педагогический опыт традиционного обучения музыке.
В динамично меняющихся условиях современной музыкальной жизни особую актуальность приобретает комплексный подход к проблеме музыкального развития ребенка, восходящий к традициям древности. Именно комплексный подход позволяет активизировать ассоциативное мышление и творческую самореализацию, формировать всесторонне развитое эстетическое сознание ученика, способствовать его дальнейшему интеллектуальному росту и воспитанию яркой индивидуальности. Для решения подобных задач преподаватели Черноголовской детской школы искусств имени Е. П. Макуренковой используют методы интеграции различных видов искусств.

Интегрированные формы работы в Черноголовской ДШИ имени Е.П. Макуренковой

Чернологоловская детская школа искусств имени Е. П. Макуренковой расположена в городе-наукограде Московской области. В 2024 году Черноголовская школа искусств отмечает свой 60-летний юбилей, накопив за эти годы богатый опыт применения комплексных методических приемов для активизации процесса обучения и воспитания. В 70-е годы XX века основатель школы — талантливый музыкант, директор школы Марина Давыдовна Хидекель — поставила перед коллективом преподавателей задачу воспитания личности ученика средствами искусств. Ведь именно в конце 1970-х годов появились школы, реализующие несколько видов искусств. Идеи М. Д. Хидекель были воплощены в методических рекомендациях «О комплексном эстетическом воспитании учащихся школы искусств», изданных еще в 1980 году Центральным научно-методическим кабинетом Министерства культуры РСФСР.
Преподаватели школы осваивали передовые современные методики К. Орфа, 3. Кодая, Б. Бартока, П. Вейса, Г. Шатковского, открывающие новые эффективные направления в работе с детьми. Большую роль в определении новых путей развития школы сыграла профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, ученица Г. Г. Нейгауза Е.П. Макуренкова, на протяжении многих лет бывшая ее методистом-консультантом. С 2004 года школа носит ее имя. В монографии Е. П. Макуренковой «Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования» одной из ведущих тем является тема синтеза музыки, живописи и танца, которая была творчески осмыслена и претворялась в жизнь коллективом школы в разных направлениях.

О дополнительной образовательной программе «Комплексное развитие творческих способностей учащихся ДШИ»

Традиции обучения, воспитания через синтез искусств были продолжены преподавателями специального фортепиано О. С. Агроскиной и теоретических предметов И. Н. Рудольской, опыт совместной работы которых был изложен в дополнительной образовательной про грамме «Комплексное развитие творческих способностей учащихся ДШИ» (2010 г.). Про грамма утверждена Научно-методическим центром Московской области и опубликована в сборнике «Программы по классу фортепиано для учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства». Программа имеет следующие направления:
  • музицирование, импровизация, сочинение;

  • лекции-концерты;

  • музыкальные спектакли.
Творческие уроки музицирования, импровизации, сочинения позволяют показать резуль таты на ежегодных концертах «Играем без нот», в музыкальных спектаклях с музыкой, написанной детьми. С 1990-х годов были поставлены спектакли: «Глупый мышонок» С. Маршака, «Мойдодыр» и «Бармалей» К. Чуковского, «Снежная королева», «Гадкий уте нок», «Калоши счастья» по мотивам сказок Г. X. Андерсена, «Пряничный домик» Ш. Перро, «Птичка колибри» (бразильская сказка), «Волшебное зеркало», «Азбука в картинках Александра Бенуа». Музыкальный спектакль «Золушка» Ш. Перро с музыкой учеников в переложениях для разных инструментов, с участием хореографического, ху дожественного и музыкального отделений был поставлен силами всей школы на сцене Дома ученых г. Черноголовки.
Второе направление программы — лекции-концерты — позволяет расширять кругозор ученика, вызвать интерес к музыке, воспитывать чувство прекрасного. В течение многих лет авторами программы совместно с преподавателями других от делений были подготовлены тематические лекции-концерты, исполнителями в которых являлись ученики фортепианного, струнного, духового и хорового отделений.
Накопив в лекциях-концертах достаточный материал по творчеству определенного композитора и изучив особенности той или иной эпохи, можно было приступить к следу ющему этапу — созданию музыкального спектакля на определенную тему. Предварительно нужно было написать сценарий, подобрать музыкально-художественный материал, пошить костюмы, создать декорации. Особую сложность представляла собой подготовка юных арти стов, которые должны были владеть несколькими видами искусств: играть на инструменте, петь, танцевать, декламировать, свободно чувствовать себя на сцене, перевоплощаться в своих героев и т. д. Это требовало индивидуального подхода к каждому участнику.
Усилия были потрачены не зря, так как результат оказался ярким и впечатляющим. Неподдельный интерес учеников к представляемой эпохе, особенностям жизни и творчества композитора позволил исполнять музыку более профессионально и в то же время — свободно и раскрепощенно. Цель, к которой стремились педагоги, — интенсивное музыкально-художественное развитие детей — была достигнута. Кроме этого, было отмечено, что у участников спектаклей были сформированы и ярко проявлены чувства коллективизма, ответственности, сопереживания, взаимопомощи, отзывчивости, умения жить и взаимодействовать в социуме.
Основной сложившийся принцип работы — освоение и накопление материалов при проведении лекций-концертов, а затем на этой основе — постановка музыкальных спектаклей. Можно выделить несколько тематических линий:
От лекций по творчеству И. С. Баха «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции и симфонии», «Великий век — войди в его хорал», «Старинная танцевальная музыка» — к музыкальному спектаклю «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»;

От лекций «Музыка Венских классиков», «Музыкальное творчество И. Гайдна» — к музыкальным спектаклям «Солнечный Моцарт» и «Гайдн улыбается»;

От лекций «Альбом для юношества Р. Шумана», «Детский альбом», «Времена года» П. И. Чайковского — к музыкальному спектаклю «Детский альбом Чайковского»;

От лекций «Детская музыка С. Прокофьева», «Детская тетрадь Д. Шостаковича», «Санкт- Петербургские композиторы — детям», Ж. Металлиди «Домик с колокольчиком» — к музыкальному спектаклю «Любовь к трем апельсинам»;

От лекции «Музыкальные столицы мира Москва-Париж-Петербург в искусстве начала XX века» – к музыкально-театральной композиции «Серебряного века силуэт»;

От лекции «Музыкальный театр XX века» – к музыкальному спектаклю «Азбука в картинках Александра Бенуа»;

От лекции «Стилевые особенности музыки В.А. Моцарта» – к музыкальному спектаклю «Волшебная флейта»;
От лекции «Балеты Чайковского» – к музыкальному спектаклю «Щелкунчик»;
От лекции «Пушкин в русской музыке» — к музыкально-театральной композиции «Пушкиниана. Руслан и Людмила».
Тематику музыкальных спектаклей можно разделить на следующие направления:
  • спектакли о жизненном и творческом пути композитора и спектакли, центром содержания которых становится цикл произведений одного автора, раскрывающий замысел композитора, стиль, характерные черты эпохи, в которой творил композитор: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Солнечный Моцарт», «Гайдн улыбается», «Детский альбом П.И. Чайковского»;

  • музыкальные сказки: «Любовь к трем апельсинам», «Волшебная флейта», «Щелкунчик», опера В. Ребикова «Ёлка»;

  • спектакли, ориентированные на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей: «Великая княгиня Ольга», музыкально-театральная композиция «Пушкиниана. Руслан и Людмила».
За эти годы были поставлены музыкальные спектакли, в которых участвовали учащиеся и педагоги всех отделений школы. Спектакли были поставлены на престижных площадках Москвы и Московской области, а также за рубежом. Особенно хочется выделить спектакль «Великая княгиня Ольга», поставленный в рамках программы XVII Московских областных Рождественских чтений в 2019 году во Дворце царя Алексея Михайловича музея-заповедника Коломенское.
Этот музыкально-исторический спектакль повествует о жизни Великой княгини. О том, как простая девушка не только стала княгиней Древнерусского государства, но и возглавила сложный процесс его становления и развития. Ольга стала первой русской княгиней, принявшей христианство. Русская православная церковь причислила ее к лику святых и почитает как равноапостольную.
Целью этого проекта стало расширение границ программы в изучении русской музыкально-художественной культуры, связанной с историей Древней Руси и Византии X века.

Сценарий музыкального спектакля был создан на основе древнерусской летописи «Повесть временных лет», Жития из Степенной книги и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора».
В спектакле были исполнены произведения русских композиторов: П. И. Чайковского, Г. А. Пахульского, А. Т. Гречанинова. А. К. Лядова. Действие было поддержано мультимедийным оформлением с изображением картин русских художников. Сцены встречи княгини с императором Византии Константином и крещения Ольги в Константинополе иллюстрировались изображениями миниатюр Радзивилловской летописи. Прогулка княгини Ольги по столице Византии — изображениями архитектурных памятников Константинополя, мозаичными композициями внутренних залов храмов и дворцов.
Музыкально-театральное представление каждый раз являет собой творческий продукт в новом сочетании различных направлений искусства: поэтическое, музыкальное, хореографическое, драматическое и другие.
Данный проект — один из путей активизации музыкального воспитания, знакомство и восприятие новых для детей пластов русского музыкального искусства: русской духовной музыки, русской современной и академической музыки, русского фольклора. Музыка как главное действующее лицо спектакля в синтезе с русской живописью, русскими танцами, сценическим действием в сочетании с древнерусской историей становится чудодейственным средством для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
Особенно благодатным для комплексной работы стал цикл фортепианных пьес «Детский альбом» П. И. Чайковского, к которому преподаватели школы обращались неоднократно, апробируя разные методы и формы. Лекция-концерт «Детский альбом» П. И. Чайковского, проведенная И. Н. Рудольской, в котором 24 фортепианные пьесы были исполнены учащимися класса О. С. Агроскиной, стала отправной точкой создания сценария и постановки музыкального спектакля. Предложенная педагогами оригинальная версия драматургической концепции цикла ставила задачей исполнение всех 24 фортепианных пьес в том порядке, который сле довал в авторском варианте. В спектакле пьесы, написанные для фортепиано, исполнялись в переложении для различных инструментальных ансамблей, для хора, вокала, фольклора, с участием хореографии. Изучая вместе с учениками произведения П. И. Чайковского, преподаватели хотели, чтобы дети погрузились в атмосферу того времени, в котором жил и творил компози тор. Поэтому сюжетная линия строилась на эпизодах из жизни самого П. И. Чайковского и его ближайшего окружения. Материалом также послужили книги Софи де Сегюр (в девичестве графини Растопчиной) «Сонины проказы» и «Каникулы», входившие в круг домашнего чте ния у племянников Чайковского, детей Александры Ильиничны.
Многие ученики, прошедшие обучение в Черноголовской детской школе искусств по комплексной системе, выбрали путь профессиональных музыкантов, художников, режиссеров, певцов, хореографов. Несомненно, что все участники лекций, тематических концертов, спектаклей развили свой интеллект, эрудицию, профессионализм, обогатили свой внутренний мир и эмоциональную сферу. Опыт работы, накопленный преподавателями О. С. Агроскиной, И. Н. Рудольской, получил распространение вМосковской области, Российской Федерации и за рубежом.
В настоящий момент данная комплексная программа легла в основу разработанной дополнительной общеразвивающей программы в области искусств.

Организационные условия реализации проекта в современных условиях и требованиях к дополнительному образованию в детской школе искусств.

Наша программа внебюджетная в дополнении к основным, осваиваемым учащимися: предпрофессиональным, которые охватывают в школе 70 процентов контингента, и общеразвивающим программам. Это небольшой родительский взнос — платная услуга по усовершенствованию навыков исполнительского мастерства и теоретическим предметам на основе синтеза искусств. Каждый ученик, обучающийся в школе на бюджетном отделении, имеет 0,5 часа в неделю (или 2 часа в месяц) занятий по творческим направлениям, предложенным в программе:
— музицирование, импровизация, сочинение (на одного, двух, трех учеников);

— посещение лекций и участие в них, участие в тематических концертах (по утвержденному плану);

— подготовка музыкальных спектаклей, представлений (коллективное музицирование, участие в театральном действии, сочинение музыки).
В направление «Лекции-концерты» входит цикл уроков-концертов по курсу «Мировая музыкально-художественная культура», разработанный преподавателями школы Н. А. Шараповой и Е. С. Русановой.
Каждый учебный год планируется содержание и тематика творческих занятий. В зависимости от определенной выбранной историко-художественной эпохи (барокко, классицизм, романтизм, XX—XXI вв.ек) или конкретной памятной даты (юбилеи композиторов, поэтов, исторических событий и другие) изменяется наполнение уроков творчества. Например, при подготовке музыкального спектакля «Детский альбом» П. И. Чайковского происходило накопление материала на всех отделениях школы. Осваивались переложения фортепианных пьес для других инструментов, ансамблей, хора и вокала, шли театральные репетиции, готовились декорации на художественном отделении и постановки танцев на хореографическом отделении. Музыкальному спектаклю предшествовали тематические лекции и концерты. При подготовке спектакля «Великая княгиня Ольга» изучались глубинные пласты древнерусского искусства X века, активно включилось в работу фольклорное отделение при объединении с хореографическим, художественным и инструментальным.
Наступающий 2024−2025 учебный год предполагается посвятить работе над спектаклем «Нотная тетрадь А.М. Бах» в связи с 340-летием со дня рождения И. С. Баха. В программе, которую мы хотим привести в соответствие с требованиями нормативных документов, планируем включать описание творческих занятий в соответствии с культурно-просветительскими мероприятиями, запланированными на каждый учебный год.

Заключение

Преобразовать мир по законам красоты сможет только тот, в котором вовремя пробудили радость творчества. Сделать это лучше всего в детстве. К этому стремятся преподаватели Чернологоловской детской школы искусств имени Е. П. Макуренковой на протяжении шестидесяти лет.
Методический ресурс. Выпуск 1 (1) '2024