Программа специального курса для учащихся 8 – 9 классов хореографического отделения детской школы искусств
Анастасия Владимировна Вертохина
Преподаватель ГАУДО СО «Нижнетуринская детская школа искусств», кандидат педагогических наук
I. Пояснительная записка
Существенные преобразования в научном, техническом, социальном и культурном развитии общества влекут за собой постоянные изменения во многих профессиональных отраслях. Данные процессы требует от личности умения ориентироваться в различных областях профессиональной сферы и постоянного совершенствования арсенала профессиональных знаний, умений и навыков. Современный рынок труда, предоставляя каждому возможность выбора профессий в традиционных областях промышленности, экономики, науки, культуры и спорта, предъявляет жесткие требования к профессиональным компетенциям выпускников средних и высших учебных заведений. В связи с этим требуют особого внимания вопросы, связанные с выбором сферы профессиональной деятельности и началом профессионального пути, стоящие перед каждым выпускником школы.
Особенно остро вопрос профессионального самоопределения стоит перед выпускниками детских школ искусств, успешно освоившими дополнительные предпрофессиональные программы в области культуры. Им предстоит решать, по какому пути идти: совершенствовать уже полученные навыки и профессионально заниматься любимым делом или выбирать иную профессию, возможно, гарантирующую быстрый экономический результат, но, зачастую, не приносящую психологического удовлетворения.
Формирование правильного, полного и отчетливого представления о профессии и «видение» ребенком себя в этой профессии — процесс динамический. Он включает получение информации, оценку собственных возможностей и моделирование профессиональной деятельности, в том числе путем профессиональных проб.
Ориентированный на профессиональные сферы, связанные с хореографическим искусством не напрямую, а опосредованно, спецкурс «Танец в мире профессий» является информационно-практической поддержкой старшеклассникам в профессиональном самоопределении. Он призван содействовать школьникам в расширении представлений о спектре профессий, связанных с хореографическим искусством, и осуществлении самооценки уровня своих профессионально значимых способностей и возможностей.
Содержание курса направлено на круг профессий, где хореографическая составляющая необходима и значима при решении задач в смежной профессиональной области.
Поскольку выбор профессии — решение с высокой ценой ошибки, школьнику важно иметь максимально ясные представления о выбираемой профессии и требованиях, предъявляемых ею к специалисту. Самооценка выступает регулятором точности выбора будущей профессии: завышенная или заниженная самооценка влияет на адекватность выбора. В рамках освоения спецкурса педагогическое сопровождение придает профессиональному самоопределению школьника более осознанный и целенаправленный характер.
Цель спецкурса — активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся хореографии в условиях освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области хореографического искусства.
Основные задачи спецкурса:
- – расширение представлений о профессиях, связанных с формированием в детской школе искусств знаний, умений, навыков в области хореографического искусства;
- – выработка адекватной самооценки через сопоставление своих профессиональных намерений и возможностей с требованиями рассматриваемых профессий;
- – формирование внутренней мотивации к выбору профессии посредством выполнения специальных заданий, включающих элементы разных видов учебно-профессиональной деятельности.
Максимальный объем курса составляет 33 учебных (академических) часа. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут (академический час).
Учебно-тематический план

II. Содержание курса
Тема 1. Танец в видах современного искусства, основанных на синтезе музыки, слова, движения

Реалии современного общества — стремительное расширение информационного поля, развитие новых форм коммуникации, видов художественной деятельности на основе взаимодействия «языков» разных видов искусства.
Специфика деятельности хореографа в сфере экранных искусств (кино, мультипликация, компьютерная анимация).
Востребованность хореографических профессиональных знаний, умений и навыков в процессе создания инсталляций, перформансов.
Особенности работы хореографа в театре, в том числе в таких экспериментальных его формах как поэтический театр, театр абсурда, театр камерный, театр политический, театр улицы, театр мод, театр песни, театр теней.
Интерактивные формы взаимодействия со зрителем — интерактивный музей, интерактивная библиотека — и возможности языка художественного движения в создании программ подобного рода. Ценность интерактивного подхода как средства общения людей в век цифровых технологий.
Значимость для специалиста таких личностных качеств, как внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, инициативность.
Важность для специалиста таких специально-двигательных данных, как выносливость, выдержка, координация и таких специальных способностей, как музыкальность, артистичность, танцевальность.
Специфика деятельности хореографа в сфере экранных искусств (кино, мультипликация, компьютерная анимация).
Востребованность хореографических профессиональных знаний, умений и навыков в процессе создания инсталляций, перформансов.
Особенности работы хореографа в театре, в том числе в таких экспериментальных его формах как поэтический театр, театр абсурда, театр камерный, театр политический, театр улицы, театр мод, театр песни, театр теней.
Интерактивные формы взаимодействия со зрителем — интерактивный музей, интерактивная библиотека — и возможности языка художественного движения в создании программ подобного рода. Ценность интерактивного подхода как средства общения людей в век цифровых технологий.
Значимость для специалиста таких личностных качеств, как внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, инициативность.
Важность для специалиста таких специально-двигательных данных, как выносливость, выдержка, координация и таких специальных способностей, как музыкальность, артистичность, танцевальность.
Диагностика профессионально-значимых и социально-личностных качеств «Диагностика профессиональных намерений учащихся» 1.
1 Зеер Э.Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2008. С. 165.
Практические задания: решение задач-ситуаций в рамках изучаемой темы; обзор телевизионных передач о хореографическом искусстве за последнюю неделю; профессионально ориентированные задания в ходе концертно-просветительской и конкурсной работы школы.
В ходе выполнения заданий кратко охарактеризовать мероприятие, выразить отношение к полученной оценке за участие в данном мероприятии, описать свои ощущения и впечатления, возникающие в ходе подготовки мероприятия и участия в нем.
Тема 2. Танец в сфере дошкольного и общего школьного образования

Рассматриваемый круг профессий, профессиональные сферы деятельности: педагог ритмики в дошкольном образовательном учреждении и в школе, хореограф детского театра мод, хореограф детского вокального коллектива, преподаватель учебного заведения, преподаватель-тьютор, выполняющий функции помощника, консультанта, наставника.
Организация образовательного пространства. Разнообразные по составу и возрасту хореографические коллективы учреждений общего образования. Виды и формы учебных, просветительских, конкурсных мероприятий. Специфика подготовки и проведения учебных занятий и репетиций, просветительских, концертных, конкурсных программ.
Значимость для специалиста таких личностных качеств как организованность, дисциплинированность, собранность, внимательность, терпеливость, требовательность, инициативность, обязательность.
Важность для специалиста таких физических данных, как осанка, гибкость, внешность, специально-двигательных данных — выносливость, выдержка, координация, устойчивость, специальных способностей — музыкальность, танцевальность, артистичность.
Диагностика профессионально-значимых и социально-личностных качеств. «Ценностные ориентации»2.
2 Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2009. С. 182.
Практические задания.
Осуществить подбор фотоматериалов и музыкального сопровождения для оформления тематического буклета.
Решение задач-ситуаций в рамках изучаемой темы; профессионально-ориентированные задания в ходе концертно-просветительской и конкурсной деятельности школы.
Осуществить подбор фотоматериалов и музыкального сопровождения для оформления тематического буклета.
Решение задач-ситуаций в рамках изучаемой темы; профессионально-ориентированные задания в ходе концертно-просветительской и конкурсной деятельности школы.
Тема 3. «Танец в системе здравоохранения» 6 часов (теоретических 3 часа, практических 3 часа)

Танцевальный терапевт – специалист в области танцевальной терапии (междисциплинарная область знания в хореографии). Психотерапевтическое использование танца и движения в интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Кинезиолог — специалист в области кинезиологии (междисциплинарная область знания в хореографии, наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека). Родоначальник кинезиологии Джордж Гудхард. Прикладная кинезиология в решении телесных проблем (коррекция позвоночника, костей черепа, суставов, мышц). Психоэмоциональная кинезиология в осуществлении психокоррекции, освобождении организма от старых негативных эмоциональных «вибраций». Диагностика неинвазивным и безаппаратурным методом мышечного тестирования. Работа на уровне осознания и на подсознательном уровне.
Тренер по методу пилатес (система упражнений, направленных на интеграцию сознания и тела, и создание более стройной фигуры). Создатель системы Джозеф Пилатес. Направленность системы — растяжка, укрепление и тонизирование мышц, улучшение осанки, гибкости и чувства равновесия. Элементы различных спортивных направлений и стилей от китайской гимнастики до йоги в составе метода, соединение этих элементов в единое целое.
Тренер по йоге (метод работы с собственным телом, дыханием, мышлением и сознанием, позволяющий человеку управлять своими эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать самого себя и происходящие изменения).
Значимость для специалиста таких личностных качеств, как организованность, собранность, внимательность, терпеливость, обязательность.
Важность для специалиста таких физических данных, как осанка, гибкость, внешность, специально-двигательных данных — выносливость, пластичность, координация, устойчивость, специальных способностей — музыкальность, танцевальность.
Диагностика профессионально-значимых и социально-личностных качеств. «Профессиональная готовность к выполнению трудовой деятельности» 3.
3 Там же. С. 132.
Практическое задание
Используя ресурсы Internet подготовить устное сообщение на тему «Танец для здоровья».
Используя ресурсы Internet подготовить устное сообщение на тему «Танец для здоровья».
Тема 4. «Танец в мире спорта» 6 часов (теоретических 3 часа, практических 3 часа)

Рассматриваемый круг профессий, профессиональные сферы деятельности: хореограф в фигурном катании, хореограф в художественной гимнастике, хореограф в синхронном плавании. Большое значение музыки в этих видах спорта. Подчинённость хореографической лексики двигательной специфике рассматриваемых видов спорта. Просмотр и обсуждение фрагментов спортивных соревнований.
Дополнительно: балет на льду.
Дополнительно: балет на льду.
Значимость для специалиста таких личностных качеств, как целеустремлённость, собранность, дисциплинированность, наблюдательность, требовательность.
Важность для специалиста таких физических данных, как осанка, гибкость, внешность, специально-двигательных данных — устойчивость, пластичность, координация, выносливость, специальных способностей — музыкальность, танцевальность.
Диагностика профессионально-значимых и социально-личностных качеств.
«Определение уровня стрессоустойчивости» 4.
«Определение силы воли» 5.
«Определение уровня стрессоустойчивости» 4.
«Определение силы воли» 5.
4 Там же. С. 40.
5 Там же. С. 150.
Практическое задание.
Охарактеризовать особенности профессиональной хореографической деятельности, обусловленные спецификой вида спорта (фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика). Подчеркнуть значение музыки для каждого вида спорта.
Выполнить сравнительный анализ хореографических средств выразительности в создании художественного образа в балетном спектакле и в программе фигуристов, где во фрагменте балетного спектакля и программе спортсменов звучит один и тот же музыкальный материал.
Тема 5. «Танец в сфере досуга» 6 часов (теоретических 3 часа, практических 3 часа)

Рассматриваемый круг профессий, профессиональные сферы деятельности: аниматор, артист шоу-проекта, постановщик свадебного танца и другие.
История возникновения, время наибольшей популярности и особенности проведения в разные эпохи карнавалов, маскарадов, шествий. Творческая активность людей, участвующих в массовых зрелищах.
Подготовка учащимися кратких сообщений с использованием материалов Internet.
Подготовка учащимися кратких сообщений с использованием материалов Internet.
Диагностика профессионально-значимых и социально-личностных качеств.
Методика «Круг» для выявления адекватности самооценки школьником уровня развития собственных социально-личностных качеств
Методика «Круг» для выявления адекватности самооценки школьником уровня развития необходимых для занятий хореографическим искусством специальных данных и способностей.
Методика «Круг» для выявления адекватности самооценки школьником уровня развития собственных социально-личностных качеств
Методика «Круг» для выявления адекватности самооценки школьником уровня развития необходимых для занятий хореографическим искусством специальных данных и способностей.
Значимость для специалиста таких личностных качеств, как внимательность, коммуникабельность, инициативность.
Важность для специалиста таких физических данных, как осанка, гибкость, внешность, специально-двигательных данных – устойчивость, пластичность, координация, выносливость, специальных способностей – музыкальность, танцевальность, артистичность.
Практическое задание.
Составить перечень из 15 (или более) привлекательных для себя вариантов трудоустройства, требующих профессиональных знаний и умений в области хореографии и смежных профессиональных областях, и ранжировать их по убыванию значимости для себя. Пояснить своё решение.
Оформление портфолио работ для презентации на итоговом уроке.
Оформление портфолио работ для презентации на итоговом уроке.
Тема 6. Итоговое аттестационное мероприятие 1 час
Завершающий освоение спецкурса урок может пройти в форме презентации учащимися портфолио работ, выполненных в ходе обучения.
Структуру портфолио составляют разделы:
I.Журнал учащегося (анкетные данные учащегося, сведения об учебной работе и творческой практике, рецензии преподавателей на учебно-творческие работы, результаты самооценки, правила здоровья).
II.Приложение (оригиналы и копии творческих работ, дипломы, грамоты и другие документы, свидетельствующие о результатах учебно-творческой деятельности).
Участие родителей и преподавателей в подготовке и оформлении ученических портфолио способствует установлению взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, формированию высокой учебной мотивации учащихся.
I.Журнал учащегося (анкетные данные учащегося, сведения об учебной работе и творческой практике, рецензии преподавателей на учебно-творческие работы, результаты самооценки, правила здоровья).
II.Приложение (оригиналы и копии творческих работ, дипломы, грамоты и другие документы, свидетельствующие о результатах учебно-творческой деятельности).
Участие родителей и преподавателей в подготовке и оформлении ученических портфолио способствует установлению взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, формированию высокой учебной мотивации учащихся.
III. Планируемые результаты обучения
В ходе освоения специального курса школьники должны достигнуть следующих результатов
– свободно ориентироваться в спектре профессий, связанных с хореографическим искусством опосредованно;
– осознавать свои профессиональные интересы и намерения и ответственно подходить к проектированию траектории профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
– адекватно оценивать уровень своих координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей, а также социально-личностные качества применительно к требованиям рассматриваемых профессий;
– уметь правильно распорядиться собственным потенциалом профессионально-значимых качеств, в том числе в ходе выполнения специальных заданий, включающих элементы разных видов профессиональной хореографической деятельности.
– осознавать свои профессиональные интересы и намерения и ответственно подходить к проектированию траектории профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
– адекватно оценивать уровень своих координационно-пластических, музыкально-ритмических и творческих способностей, а также социально-личностные качества применительно к требованиям рассматриваемых профессий;
– уметь правильно распорядиться собственным потенциалом профессионально-значимых качеств, в том числе в ходе выполнения специальных заданий, включающих элементы разных видов профессиональной хореографической деятельности.
IV. Формы контроля. Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
1. Ведение портфолио работ, выполненных в процессе обучения.
2. Текущие и тематические собеседования по изучаемым темам.
3. Участие в комбинированных уроках, дискуссиях, индивидуальных и групповых беседах, конкурсах, обсуждении тематических видеоматериалов, встречах со специалистами в области хореографического искусства.
2. Текущие и тематические собеседования по изучаемым темам.
3. Участие в комбинированных уроках, дискуссиях, индивидуальных и групповых беседах, конкурсах, обсуждении тематических видеоматериалов, встречах со специалистами в области хореографического искусства.
При оценке выполнения учебной работы (рецензия преподавателя) следует учитывать качество конечного результата, выбор учащимся способов и приёмов выполнения работы, своевременность выполнения, характер и результат проявленных волевых усилий.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методика, положенная в основу программы курса, представляет собой совокупность лекционно-практических занятий, включающих выполнение учащимися ряда самостоятельных профессионально-ориентированных заданий. Для придания стройности учебному процессу содержание каждой темы включает в себя три основных раздела.
Первый раздел – информационный (сведения о рассматриваемом круге профессий и отдельных профессиях, место хореографии в данных профессиональных областях, требования к специалистам, интересные примеры из практики).
Второй раздел – диагностический. Проведение учащимися самооценки по предлагаемым методикам, направленным на диагностику профессиональных интересов, ценностей, уровня профессионально-значимых качеств.
Третий раздел — практический. Выполнение практических заданий в рамках изучаемой темы.
Обобщающие уроки по итогам освоения темы могут проводиться в форме комбинированных уроков, дискуссий, индивидуальных и групповых бесед, конкурсов, а также демонстрации видеофильмов с последующим обсуждением, встреч со специалистами в области хореографического искусства. Указанные формы организации учебных занятий позволят включить каждого учащегося в различные виды учебно-профессиональной деятельности и обеспечат возможность приобретения им первоначального профессионального опыта.
Круг профессий, предложенных программой для рассмотрения, может быть дополнен по усмотрению преподавателя. Важно, чтобы информация вызвала интерес у учащихся и была убедительно подкреплена художественно-иллюстративным материалом (видеоряд, цитаты, фотографии, материалы из опыта специалистов и др.)
Главной целью в проведении диагностических мероприятий является формирование готовности учащегося к размышлениям о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Основной задачей здесь ставится помощь школьнику в нахождении личностного смысла в будущей профессиональной деятельности.
Перечень используемых диагностических методик включает ряд опросников: «Профессиональная готовность к выполнению трудовой деятельности (Л.Н. Кабардова) 6, «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 7, «Диагностика профессиональных намерений учащихся» (Э.Ф. Зеер) 8 и др., определяющих мотивы выбора будущей профессиональной деятельности в области хореографии, психологическую предрасположенность к профессиям типа «человек — человек», «человек — художественный образ».
Методика «Круг» (С.А. Будасси) и специальные опросники, направленные на самообследование (самооценку, самоанализ), например, «Определение уровня стрессоустойчивости» (А.Я. Кибанова) 9, «Определение силы воли» (А.В. Батаршев) 10, предусматривают изучение учащимся собственных личностных качеств и выявление предрасположенности к профессиональной деятельности, связанной с хореографическим искусством.
6 Там же. С. 132.
7 Там же. С. 182.
8 Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2008. С. 165.
9 Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2009. С. 40.
10 Там же. С. 150.
С их помощью старшеклассники уточняют имеющееся представление о собственной психоэмоциональной устойчивости, работоспособности, необходимых для будущей интенсивной работы с людьми или над художественным образом. Результаты диагностики, с одной стороны, позволяют педагогу судить о данных качествах учащегося, с другой стороны, указывают на степень адекватности самооценки учащегося своих способностей, возможности профессионального развития, выявляют наличие внутренней мотивации к выбору профессии.
В опоре на специфику профессиональной деятельности хореографа методика С.А. Будасси «Круг» адаптирована следующим образом: выделяются такие социально-личностные качества, как организованность, целеустремленность, дисциплинированность, собранность, внимательность, наблюдательность, терпеливость, трудолюбие, тактичность, настойчивость, требовательность к себе и партнерам, коммуникабельность, инициативность, обязательность. Также учащимся предлагается определить и свои физические данные, необходимые хореографу – внешность, рост, пропорции тела, осанка, выворотность ног, гибкость; специальные двигательные данные – устойчивость, пластичность, координация, выносливость, выдержка, и специальные способности – музыкальность, артистичность, танцевальность.
Методика «Круг» для выявления адекватности самооценки школьником уровня развития необходимых для занятий хореографическим искусством специальных данных и способностей
Инструкция для учащегося:
1. Оцени уровень развития собственных специальных данных и способностей, необходимых для занятий хореографическим искусством. Для этого поставь крестик на указанном делении: чем дальше деление от центра круга, тем выше этот уровень.
2. Соедини одной чертой все крестики.
2. Соедини одной чертой все крестики.
Инструкция для учителя:
1. Оцените уровень развития специальных данных и способностей учащегося, необходимых для занятий хореографическим искусством. Для этого поставьте кружок на указанном делении: чем дальше деление от центра круга, тем выше этот уровень.
2. Соедините одной чертой все кружочки.
2. Соедините одной чертой все кружочки.
Обработка данных: заштриховывается «зона расхождения» между линиями соединения крестиков и кружочков. Подсчитывается количество делений (на каждом радиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее количество делений в зоне расхождения.
Шкала оценки:

Бланк для заполнения:

Методика «Круг» для выявления адекватности самооценки школьником уровня развития собственных социально-личностных качеств
Инструкция для учащегося:
1. Оцени уровень развития собственных социально-личностных качеств, необходимых для занятий хореографическим искусством. Для этого поставь крестик на указанном делении: чем дальше деление от центра круга, тем выше этот уровень.
2. Соедини одной чертой все крестики.
2. Соедини одной чертой все крестики.
Инструкция для учителя:
1. Оцените уровень развития социально-личностных качеств, необходимых для занятий хореографическим искусством, учащегося.Для этого поставьте кружок на указанном делении: чем дальше деление от центра круга, тем выше этот уровень.
2. Соедините одной чертой все кружочки.
2. Соедините одной чертой все кружочки.
Обработка данных: заштриховывается «зона расхождения» между линиями соединения крестиков и кружочков. Подсчитывается количество делений (на каждом радиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее количество делений в зоне расхождения.
Шкала оценки:

Бланк для заполнения:

Практические задания
В процессе освоения курса учащимся предлагаются задания, позволяющие моделировать на практике различные виды профессиональной деятельности, связанной с хореографическим искусством, и выявлять у себя уровень развития социально-личностных качеств, необходимых музыкально-ритмических и координационно-пластических способностей.
Задания должны:
– охватывать разнообразные виды учебно-хореографической деятельности, включать высокохудожественные образцы хореографического искусства;
– стимулировать к работе с информацией о специфике (условия труда, трудности профессиональной деятельности, требования, предъявляемые профессией к личностным качествам и индивидуальным особенностям человека и др.) профессий, связанных с хореографическим искусством;
– мобилизовать внимание и волевые усилия учащихся для качественного выполнения заданий, вызывать эмоциональные переживания;
– провоцировать необходимость профессиональных выборов.
– стимулировать к работе с информацией о специфике (условия труда, трудности профессиональной деятельности, требования, предъявляемые профессией к личностным качествам и индивидуальным особенностям человека и др.) профессий, связанных с хореографическим искусством;
– мобилизовать внимание и волевые усилия учащихся для качественного выполнения заданий, вызывать эмоциональные переживания;
– провоцировать необходимость профессиональных выборов.
Учащимся предлагается найти решение задачи в предлагаемой ситуации и принять участие в профессиональных пробах.
Решение задач-ситуаций.
В процессе поиска оптимального решения предложенных задач-ситуаций и обоснования выбора этого решения ученикам предлагается интересная и одновременно понятная для них деятельность в рамках проблемной профессиональной ситуации. И здесь поиск решения задачи становится элементом деятельности. Задания предлагают рассмотреть различные аспекты трудовой деятельности: содержание и условия труда, организация рабочего места, требования, предъявляемые работнику профессией, перспективы профессионального роста, режим работы, межличностные отношения в коллективе и др.
Примеры задач-ситуаций:
– составить программу концертного выступления танцевального коллектива с учётом времени, необходимого для смены сценического костюма исполнителями, занятыми одновременно в нескольких номерах;
– найти оптимальное решение в ситуации, когда танцевать массовый концертный номер исполнители были вынуждены на сценической площадке меньшего размера, чем «привычная» сцена;
– выйти из положения в случае непредвиденной поломки реквизита;
– повлиять на участника коллектива, который систематически пропускает занятия и подводит всех, кто занят в творческом проекте;
– организовать подготовку к конкурсному выступлению в условиях дефицита репетиционных залов.
– найти оптимальное решение в ситуации, когда танцевать массовый концертный номер исполнители были вынуждены на сценической площадке меньшего размера, чем «привычная» сцена;
– выйти из положения в случае непредвиденной поломки реквизита;
– повлиять на участника коллектива, который систематически пропускает занятия и подводит всех, кто занят в творческом проекте;
– организовать подготовку к конкурсному выступлению в условиях дефицита репетиционных залов.
Профессионально-ориентированные задания.
Для обеспечения возможности приобретения первоначального опыта в различных видах профессиональной хореографической деятельности учащимся предлагается широкий выбор профессиональных проб, которые включают элементы различных видов профессиональной хореографической деятельности – исполнительской, педагогической, репетиторской, искусствоведческой – и реализуются в процессе разнообразных по форме проектов (конкурс, концерт, спектакль, форум, фестиваль, издательский проект и др.).
Материалы участия в профессиональных пробах и общие результаты учебно-профессиональной деятельности обучающихся фиксируются в «Портфолио учащегося» и служат основанием к выводам о перспективах профессионального развития в области хореографического искусства.
При выполнении практического задания — подготовка к участию в концертно-просветительской программе, школьном спектакле, открытом уроке, школьном или городском празднике — школьники уточняют свои профессиональные предпочтения, совершенствуют умение применять хореографические знания и навыки в новых условиях. Учащимся предлагается принять участие в тематических программах для различных категорий зрителей, в программах с элементами интерактивного общения со зрителем. При этом учащийся выбирает сам, в каком качестве он будет выступать при подготовке и проведении мероприятия. Он может быть исполнителем хореографического номера, ведущим программы, автором текстов, аниматором, организатором мероприятия и др. Кроме выбора вида деятельности в рамках конкретного мероприятия, учащийся самостоятельно составляет план подготовки к мероприятию, график осуществления данного плана, определяет характер взаимодействия с остальными участниками мероприятия.
При выполнении практического задания — подготовка к участию в концертно-просветительской программе, школьном спектакле, открытом уроке, школьном или городском празднике — школьники уточняют свои профессиональные предпочтения, совершенствуют умение применять хореографические знания и навыки в новых условиях. Учащимся предлагается принять участие в тематических программах для различных категорий зрителей, в программах с элементами интерактивного общения со зрителем. При этом учащийся выбирает сам, в каком качестве он будет выступать при подготовке и проведении мероприятия. Он может быть исполнителем хореографического номера, ведущим программы, автором текстов, аниматором, организатором мероприятия и др. Кроме выбора вида деятельности в рамках конкретного мероприятия, учащийся самостоятельно составляет план подготовки к мероприятию, график осуществления данного плана, определяет характер взаимодействия с остальными участниками мероприятия.
В ходе обучения предполагается самостоятельная разработка учащимся содержания и плана действий по реализации полного объёма работы.
После выполнения задания предлагается кратко охарактеризовать мероприятие, выразить отношение к полученной оценке, описать свои ощущения и впечатления, возникающие в ходе подготовки мероприятия и участия в нём. В помощь к составлению самоанализа конкурсного или концертного выступления учащимся предлагаются специальные вопросы.
В ходе выполнения практических заданий педагог, помимо подготовки школьника к вузовскому образованию, оказывает помощь школьникам в социализации, приобщает их к общечеловеческим, культурным, нравственным ценностям, развивает их интересы, творческие и личностные качества.
В ходе выполнения практических заданий педагог, помимо подготовки школьника к вузовскому образованию, оказывает помощь школьникам в социализации, приобщает их к общечеловеческим, культурным, нравственным ценностям, развивает их интересы, творческие и личностные качества.
Практика показывает, что даже при благоприятных условиях организации предпрофессионального обучения на хореографическом отделении детской школы искусств нет гарантии безошибочного выбора выпускником будущей специальности. Но в любом случае, получение новой информации в ходе освоения курса, кропотливая работа над собой в русле профессионального самоопределения – это своего рода инвестиции учащегося в себя, «вклад» в саморазвитие и самосовершенствование.
Библиографический список
1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 192 с.
2. Вертохина А.В., Самакаева М.Ю. Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 174 с.
3. Горская И.Ю. Вопросы личностно-профессионального саморазвития будущего учителя музыки // Музыкальное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы: сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. С. 41 – 46. 4. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.
5. Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / сост. Г.А. Воронина. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 128 с.
6. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников: учеб.-метод. пособие / науч. ред. С.Н. Чистякова. М.: АПК и ПРО, 2003. 102 с.
2. Вертохина А.В., Самакаева М.Ю. Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 174 с.
3. Горская И.Ю. Вопросы личностно-профессионального саморазвития будущего учителя музыки // Музыкальное образование в XXI веке: проблемы, поиски, перспективы: сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. С. 41 – 46. 4. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.
5. Элективные курсы: алгоритм создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / сост. Г.А. Воронина. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 128 с.
6. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников: учеб.-метод. пособие / науч. ред. С.Н. Чистякова. М.: АПК и ПРО, 2003. 102 с.