Ирина Юрьевна Савощенко
специалист Центра компетенций ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова

С началом войны учебный процесс в Музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова не прерывался. В учебном заведении на протяжении 1941-1945 гг. осуществлялся выпуск, а также прием учащихся, некоторые из поступающих были зачислены «вне курса» или на подготовительный курс.
В 1941 г. в связи с эвакуацией или мобилизацией на фронт сократился штат преподавателей. Позднее, в 1942-1945 гг., сохранилось движение контингента учащихся и педагогов, что было связано с особенностями военного времени: отъездом из Москвы вместе с родственниками, отправкой на фронт, поступлением в Московскую государственную консерваторию, возвращением с фронта после ранений. Так, на духовое и музыкально-теоретическое отделение были зачислены в 1943-1944 гг. военнослужащие Академии и Краснознаменного ансамбля, Химакадемии, I Московского Краснознаменного Военно-авиационного училища, I Гвардейского минометно-артиллерийского Московского Краснознаменного и Ордена Красной Звезды училища им. Красина.
В годы войны в училище были приняты на работу выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги, среди которых: Сергей Петрович Ширинский (преподаватель по классу виолончели), Вера Петровна Герчик, Елена Николаевна Тиличеева, Андрей Федорович Мутли (преподаватели музыкально-теоретических дисциплин) и др.

1941-1945 гг. для Музыкального училища им. Ипполитова-Иванова были тяжелыми. Учебный процесс осуществлялся в особых условиях военного времени. Соблюдались правила светомаскировки, были организованы ночные дежурства, созданы группы самозащиты педагогов и учащихся, пожарная бригада, санитарное, аварийное, химическое звено, проводились тренировочные занятия в противогазах, строевая и лыжная подготовка. Помимо этого, студенты отправлялись на работу в совхоз, на лесозаготовки, работали в подсобном хозяйстве.
Несмотря на такие сложные условия, в которых приходилось работать и учиться, на протяжении всех лет в училище поддерживалась строгая дисциплина, а в 1945 г. был введен журнал дисциплинарных проступков, в котором фиксировались отметки за поведение, выставленные в конце каждого месяца.
Усилиями преподавателей поддерживался высокий профессиональный уровень. С появлением в училище учащихся, являющихся инвалидами по зрению, сформировался опыт обучения военноослепших. В марте 1945 г. на работу был принят педагог нотной записи для слепых.
Происходили изменения и в организации учебного процесса. В 1944 г. словесная оценка успеваемости и поведения учащихся была заменена цифровой пятибалльной системой в соответствии с распоряжением Совнаркома СССР, а в октябре этого же года по учебному заведению вышел приказ «об однотипном ведении журналов».
В 1945 г. в библиотеке училища была проведена перерегистрация нот, клавиров и учебников, а также установлены правила выдачи данной литературы, введенные Наркомпросом.
Обучение было платным, оплата за полугодие составляла 100 руб. (на тот момент на эту сумму можно было купить 1 литр молока и 5 яиц). От оплаты за обучение на основании приказа по училищу освобождались «семьи младшего начального состава и красноармейцев», а также инвалиды войны, военнослужащие, направленные на учебу по путевкам воинских частей.
Учащимся, которые демонстрировали отличные успехи, в 1941 г. назначалась стипендия. Позднее, в 1942-1945 гг. студентам, не имеющим академических задолженностей и пропусков занятий, устанавливалась стипендия от 80 до 140 руб. в месяц, в зависимости от курса обучения. Стипендия также выплачивалась инвалидам Отечественной войны и учащимся «с плохим материальным положением».
К окончанию войны, в январе 1945 г. была пересмотрена оплата педагогов по тарификации и установлена часовая оплата, при этом повышенная оплата труда предусматривалась «высококвалифицированным педагогам» по списку, утвержденному приказом по училищу.
Преподаватели совместно с учащимися в 1941-1945 гг. выезжали в концертные поездки для бойцов армии, в госпитали, а также организовывали концерты, вырученные средства от этих концертов направлялись в Фонд обороны. В 1942 г. для концертных бригад, обслуживающих части Красной Армии, в которых не хватало баянистов, готовились баянисты из числа студентов фортепианного отделения училища. В 1944 г. на основании решения Главного Управления учебных заведений Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР были сформированы концертно-фронтовые бригады учащихся и преподавателей на время летних каникул, а в 1945 г. – концертные бригады «для производственных концертов». Руководителю струнного ансамбля Михаилу Никитовичу Тэриану, преподавателю камерного ансамбля Константину Христофоровичу Аджемову, преподавателю ансамбля и квартета Николаю Борисовичу Соколову были объявлены благодарности приказом директора училища.

Полный текст хроники будет опубликован в специальном выпуске журнала.