Лариса Геннадьевна КАРПОВА
Руководитель регионального центра развития образования в сфере культуры и искусства ГБПОУ «Пензенский колледж искусств». Заслуженный работник культуры Пензенской области
Реализация проекта «Пушкинская карта»: опыт ДШИ Пензенского региона

«Пушкинская карта» – один из уникальных финансово-образовательных проектов для молодежи, реализация которого началась при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в 2021 году. Его задача – охватить всю страну и предоставить более широкий доступ к культурным мероприятиям для молодежи от 14 до 22 лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2021 года № 1521 установлены Правила реализации мер по социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры. В соответствии с этими правилами молодые люди получили возможность посещать мероприятия, проводимые культурными и образовательными организациями России, за счет средств государства и в размере 5 000 рублей в год.
Уже сейчас можно констатировать, что в ходе реализации проекта формируется и развивается особая культурная среда в различных, в том числе отдаленных территориях, при этом растет статус организаций-участников «Пушкинской карты», содержание их мероприятий становится более значимым и интересным, репертуар – разноплановым, а сам процесс подготовки проходит на высоком качественном уровне.
Данная инициатива решает важные задачи современного общества:
- повышает уровень социальной активности молодого поколения и привлекательность услуг учреждений культуры,
- вовлекает молодежь в культурные процессы,
- увеличивает количество мероприятий и разнообразие их форм, качество разработанных событий, доступных для молодежи.
«Пушкинская карта» – это и дополнительное финансирование для организаций сферы культуры.
Каждая из поставленных задач актуальна и определяет вектор развития культуры для будущих поколений, а степень вовлеченности каждого региона демонстрирует рейтинг активности и вклад в процесс развития. Молодежь сегодня обращает внимание не только на наличие интересных и качественных предложений, но и на возможность выбора, который позволяет учесть собственную мотивацию побывать на мероприятии, открыть в себе интерес и желание посетить предлагаемые программы еще раз.
У каждой ДШИ Пензенской области все подготовительные мероприятия начинались с осознания необходимости данного проекта, его «принятия» и рассмотрения возможности реализации. Появился новый опыт, первые шаги мы начали с изучения возможностей каждой школы для решения организационных, технических, финансовых и творческих вопросов, определения рабочих творческих групп. В ходе реализации проекта были разработаны модели регистрации в личных кабинетах, технологии создания и размещения афиш мероприятий, заключены соглашения с билетным оператором, разработаны типовые решения вопросов размещения и синхронизации информации, созданы условия для приобретения билетов через билетного агрегатора. Для продажи билетов на сайтах детских школ искусств в социальных сетях был создан раздел «Купить билет» с ссылками на первоисточник. Стать участником проекта «Пушкинская карта» — этот вопрос каждая школа искусств определяла самостоятельно, поэтапно, по мере готовности и создания наработок, которые ДШИ готова была предложить школьникам и молодежи в рамках основных целей программы.
Детские школы искусств Пензенской области начали подключаться к проекту с 2022 года, и в настоящее время из 49 ДШИ 45 находятся в процессе реализации мероприятий по «Пушкинской карте», имея активный статус участника в личных кабинетах на портале «PRO.Культура.РФ». Для того, чтобы понять мотивацию молодежи и интерес к посещению того или иного мероприятитя, необходимо изучить спрос. Разработанные материалы по мониторингам показали, что образовательные интенсивы и мастер-классы, тематические программы, квесты, классические концертные программы, выставки и локационные туристические зоны с оригинальными лекционными циклами, профориентационные встречи с интересными деятелями культуры, мастерами искусства вызывают живой интерес к событию и молодежь охотно их посещает. Сомнений было немало, но тактика вырабатывалась в ходе практических предложений, корректировка запроса осуществлялась от программы к программе, от мастер-класса к мастер-классу, от одной идеи к другой. Начал разрабатываться календарный и тематический план реализации «Пушкинской карты» во всех детских школах искусств. Понимая, что в каждой школе мероприятия могут проходить максимум два раза в месяц, мы признавали необходимость включения проекта «Пушкинская карта» в гибкую структуру жизни детских школ искусств. Имея потенциальных посетителей в лице владельцев «Пушкинской карты», желающих принять участие в предложенных мероприятиях, мы поставили перед собой новые цели — повысить качественное содержание и наполнение продуманного до мелочей мероприятия, заложенных в нем идей по сохранению духовно-нравственных ценностей, направленности на патриотическое воспитание, поддержку живого интереса молодежи к выставкам, концертам, тематическим вечерам.

Обязательные критерии, по которым создаваемые мероприятия рекомендуются к посещению молодежью от 14 до 22 лет, понятны и обоснованы, на них необходимо ориентироваться:
- наличие в репертуаре народных произведений, а также русской и зарубежной классики;
- репертуар должен быть продуман и направлен на формирование гармонично развитой, социально ответственной личности, готовой к восприятию произведений патриотического содержания;
- знакомство с предметами материальной культуры, имеющими национальное, общероссийское и мировое историческое, художественное, научное значение;
- применение интерактивных, просветительских, образовательных и инклюзивных форм работы с аудиторией, а также включение аудиовизуальных произведений советских, российских и зарубежных классиков.
При создании событий, транслируемых по «Пушкинской карте», мы учитываем задачи по воспитанию подрастающее поколения в соответствии с российскими традиционными духовно-нравственными ценностями, заботимся о повышении общего культурного и образовательного уровня детей и молодежи, расширяем их кругозор, формируем художественный вкус, эстетическое восприятие явлений искусства.
Следует отметить особую работу экспертных советов, которую также необходимо запланировать, выделить на нее определенное время для модерации событий каждого уровня. Это еще одна промежуточная, но очень важная работа в рецензировании мероприятий на предмет соответствия задачам «Пушкинской карты». Экспертный совет очень тщательно рассматривает каждое предложение.
Среди важных задач «Пушкинской карты» — организация и продвижение мероприятий, продажа билетов. Необходимо это учесть при формировании алгоритма действий. Предложить мероприятие, донести информацию о проекте до учащихся и руководителей учебных заведений разного уровня — ДШИ, общеобразовательных школ, средних профессиональных и высших образовательных организаций. Конечно, определение стоимости билета, расчеты по расходным материалам и затратам занимают также определенное время, но эти работы необходимы для корректной и законодательно верной модели реализации. Проанализировав ситуацию, мы выработали оптимальный алгоритм продвижения мероприятий, который позволил серьезно сэкономить время и значительно увеличить рост продаж билетов. Необходимо проработать взаимодействие с общеобразовательными учреждениями, установить контакты со средними профессиональными и высшими образовательными организациями, с другими потенциальными участниками — все это надо сделать для приглашения на мероприятия по «Пушкинской карте». Личные контакты, афиша мероприятий, отражающая интересы каждого участника «Пушкинской карты», — залог привлечения участников и успешной реализации проектов, программ, мероприятий. Огромное значение в продвижении проекта имеет личное взаимодействие с административно-управленческим персоналом образовательных организаций -- заместителями директоров учебных заведений, советниками по воспитательной работе, классными руководителями и кураторами групп, поскольку мероприятие посещается в таком случае целыми классами или группой. Информирование, создание привлекательных ярких афиш, размещение рекламных постеров в социальных сетях, рассылка информации по электронной почте коллегам потенциальных участников, размещение в группах и официальных аккаунтах «ВКонтакте» значительно увеличивают информированность о культурных событиях и обеспечивают значительный рост участников «Пушкинской карты».
Существуют мероприятия, которые проходят один раз, но в основном созданные программы повторяются, совершенствуется алгоритм их реализации. Некоторые, завершая свою историю, претендуют на дальнейшую трансляцию, попадая в разряд «любимых и успешных», но чаще на смену состоявшимся программам появляются новые разработки. Хочется отметить, что среди программ есть постоянно действующие, содержание которых может меняться с учетом запросов посетителей. Также с новым интересом создаются актуальные тематические истории, посвященные различным творческим событиям и мастер-классам, образовательные интенсивы по интересам и запросам, концертные программы в честь памятных дат, литературно-музыкальные композиции, квесты с включенностью по изучению родной истории. Все это повышает взаимодействие субъектов межведомственного уровня, влияет на решение поставленных задач по популяризации культурных событий среди молодежи и расширения доступности в изучении культуры в целом.
Среди ярких мероприятий, которые активно реализуются детскими школами искусств Пензенской области, отметим следующие:
- тематические стационарные и выездные концерты, выставки с погружением в музейные пространства, знакомство с биографиями композиторов, историей создания картин, творчеством мастеров;

- квест-истории, путешествия по занимательным страницам, экскурсии и музыкальные абонементы по классической музыке, художественному образованию, интерактивные лекции, творческие циклы, спектакли;

- образовательные интенсивы, мастер-классы по живописи, по продвижению традиционных национальных ремесел, созданию традиционных игрушек в различных техниках;

- мероприятия, классические концерты и программы в рамках профориентационной работы, которые приглашают молодежь выбрать профессию в сфере культуры, музыкальные экскурсы по привлечению к игре на музыкальных инструментах, концерты-лектории с приглашением ведущих актеров, музыкантов, театральных деятелей, встречи с профессиональными художниками, лекторами, интересными и значимыми людьми.

На протяжении двух лет региональным центром развития образования в сфере культуры и искусства предоставляется возможность трансляции лучших практик, совершенствования методических идей и успешного опыта преподавателей ДШИ в данном направлении, а номинация «Лучшая методическая идея» в рамках проведения события по «Пушкинской карте» с 2023 года включена в ежегодный конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку.
Отношение к реализации проекта «Пушкинская карта» силами детских школ искусств в регионах разное. Некоторые считают, что этот проект направлен на поддержку учреждений культуры — театров, домов культуры, концертных организаций. Мы же постарались рассмотреть проект «Пушкинская карта» как механизм формирования духовных ценностей, приобщения детей и молодежи к классической музыке, художественной культуре, сохранению национальных традиций. «Пушкинская карта» – это новый импульс к развитию культуры, который мы формируем в пространстве детских школ искусств. Наша задача – создавать актуальные мероприятия, которые сегодня очень нужны современной молодежи, объединяют разные поколения, направлены на сохранение семейных ценностей, обеспечивают реализацию Основ государственной культурной политики.