Совсем недавно, в январе 2025 года, завершился конкурсный отбор молодых инструменталистов во Всероссийский юношеский оркестр национальных инструментов народов России. Он проходил под патронатом известного дирижера, педагога, общественного деятеля, народного артиста СССР Юрия Абрамовича Башмета в рамках VIII Зимнего Международного фестиваля искусств в Сочи. Главным дирижером оркестра стал Дмитрий Сергеевич Дмитриенко — художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Зыкиной, заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой «Оркестровые народные инструменты» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. В связи с этим члены редакционного совета журнала «Территория творческого образования» решили задать новому руководителю несколько вопросов.

— Дмитрий Сергеевич, поздравляем Вас с завершением такого серьезного и важного этапа работы, которым стал конкурсный отбор музыкантов в Ваш оркестр! Как по-вашему, всё ли на данном этапе удалось так, как было запланировано, или возникали какие-то трудности с организацией и проведением конкурсного отбора?
— Безусловно, сложности были. Это, скорее, естественно и ожидаемо, чем противоестественно и неожиданно. Путь к созданию оркестра был достаточно долгим и шел поэтапно, включая и сам конкурсный отбор, проходивший в дистанционном формате, и премьерное выступление оркестра на одном из крупнейших музыкальных форумов искусств в мировом культурном пространстве — Зимнем фестивале Юрия Башмета в Сочи. Невероятно высокий статус мероприятия, во время которого был представлен оркестр, конечно же, предполагал и определенный уровень ответственности за результат. Но при этом для нас было крайне важно, чтобы той площадкой, на которой дебютировал наш оркестр, был именно фестиваль Юрия Башмета — человека, создавшего одну из первых выдающихся моделей юношеского оркестра. Сегодня мы уже знаем немало подобных коллективов, но Всероссийский юношеский оркестр Юрия Башмета до сих пор остается одним из ведущих, примером подобной «сборки» талантливых музыкантов-исполнителей, и мы очень благодарны ему за возможность сформировать наш оркестр в рамках департамента народных инструментов музыкальной образовательной академии его фестиваля.
Также на страницах журнала мне очень хотелось бы поблагодарить еще одного удивительного человека — Дмитрия Владимировича Гринченко, директора Русского музыкального агентства, который, в общем-то, и является организатором данного фестиваля.
Что же касается самого конкурсного отбора, то одна из главных трудностей, с которой мы столкнулись в процессе, — это количество талантливых ребят, которых оказалось в десятки раз больше, чем мы могли пригласить в оркестр. В связи с этим нам приходилось много анализировать и находить какие-то пути решения данного вопроса. Основополагающая задача, стоявшая перед нами, — привлечь к участию в нашем коллективе талантливых ребят из регионов. Но выбрать одних и не выбрать других — это очень большая ответственность, которую нам пришлось брать на себя.
Что касается каких-то организационных проблем, то, пожалуй, тут стоит выделить трудности с логистикой, поскольку география проекта оказалась очень обширной, буквально от Калининграда до Владивостока. Да и достаточно молодой возраст участников тоже вызывал определенные сложности, поскольку с каждым финалистом нужно было логистически проработать и его приезд, и организацию проживания. Но сейчас, по прошествии времени, все эти моменты даже не хочется называть трудностями, это, скорее, «приятные хлопоты», с которыми неизбежно сталкивается любой профессиональный коллектив. Важен же результат? А он у нас, как мне кажется, вышел положительным.
Поэтому мне хочется от души поблагодарить и менеджеров Русского концертного агентства, и художественного руководителя Хабаровской филармонии Александра Веретенникова, и, конечно, моих коллег из ансамбля «Россия», принявших активное участие в организационной работе, разделив ответственность за проведение конкурса. Руководителем оперативного штаба по сборке оркестра стал мой заместитель Валентин Александрович Солгалов, а педагогами-наставниками — солисты-музыканты ансамбля «Россия», многие из которых также являются педагогами кафедры народных инструментов нашей родной Ипполитовки. Это и Владимир Сергеевич Дунаев, и Сергей Игоревич Корняков, и Луиза Наильевна Нуриева. Поэтому рождение оркестра и то, что уже сегодня он имеет своё имя и свой статус, — это для нас очень важный результат и ещё один шаг в будущее российской музыкальной культуры.
- Скажите, как впервые и почему возникла идея создания этого оркестра?
— Идея эта возникла у нас довольно давно, и к рождению оркестра мы действительно шли много лет. А вот почему мы решили, что такой оркестр должен существовать и почему он необходим нашему обществу, — это надо объяснить особо. Как я уже говорил, сама идея юношеских оркестров не нова, подобные коллективы существуют во многих регионах нашей страны: это и симфонические юношеские оркестры, и молодёжные оркестры, в том числе народных инструментов, я уже не говорю о наших консерваториях и высших учебных заведениях, при которых также формируются коллективы, которые можно считать юношескими оркестрами. Создатели нового коллектива понимали ключевые задачи, стоящие перед ними. Наше начинание должно было получить определенный статус в контексте академического исполнительского искусства — а это понятие автоматически включается везде, где есть исполнительская школа, профессиональное музыкальное образование и т. д. И это требовало актуального стратегического момента, который надо было очень хорошо продумать.
Ещё одно объяснение является, наверное, даже более важным: какие бы процессы ни происходили в мире, как бы мы в этих процессах ни участвовали, ни инициировали их, мы должны в любом случае смотреть в будущее, в завтрашний день.
Уже сейчас мы понимаем, что все молодые ребята, вошедшие в наш оркестр, совсем скоро повзрослеют и станут носителями и хранителями всего уникального наследия русской музыкальной культуры, которое мы должны передать будущим поколениям. И это не только идея создания оркестра, но и его миссия. Не просто «оркестр ради оркестра», потому что он молодёжный и в нем хорошо играют. Самое главное — миссия этого коллектива, которой безусловно является сохранение великого культурного наследия России, её национального достояния, иначе говоря, искусства, принадлежащего нашей огромной, богатейшей с точки зрения наших культурных традиций, стране. Именно это понимание и является той глубокой художественной основой, лежащей в идее создания нашего творческого коллектива.

— Вы говорили о том, что было очень трудно из большого количества талантливых молодых людей выбрать тех, кто составит основу молодежного оркестра. А скажите, каковы были основные критерии отбора его участников?
—Начнём с того, что процесс отбора был для нас самым сложным и длительным, сложным даже чисто технически. Как я уже говорил, прослушивание проходило в заочном формате. Мы отсматривали выступления конкурсантов по видеозаписям, хотя я бы слово «отсматривали», скорее, заменил на «много раз пересматривали». Поэтому процесс был без преувеличения очень долгий, а порою даже мучительный. Помимо чисто профессиональных критериев — уровня исполнительской подготовки, нам ещё приходилось учитывать географию проекта, так как мы считали и считаем, что в оркестре должно быть представлено максимальное количество субъектов Российской Федерации хотя бы на уровне федеральных округов. Причины выбора участников у нас были весьма многогранны и многослойны, и это, пожалуй, является главной отличительной чертой нашего отбора.
Также приходилось учитывать и наше финансовое положение. Нужно было обеспечить всем артистам авиаперелеты, CBBG (услуга перевозки инструментов в пассажирском кресле), проживание. Из этих расчётов складывались многие принимаемые нами в процессе отбора решения, в том числе и организационные. Вы понимаете, билет на самолет может за одни сутки поменяться в цене несколько раз. Это те реалии, с которыми мы тоже неизбежно сталкиваемся и которые не можем игнорировать.

Однако теперь, когда оркестр уже существует и успел весьма неплохо заявить о себе, мы должны как можно скорее находить пути и механизмы решения трудностей, препятствующих как нашей работе, так и работе других музыкантов.
Опять же, возвращаясь к вопросу об идее создания оркестра: мне кажется, он должен стать своего рода флагманом, тем знаменем, подняв которое уже можно будет решать какие-то особенные организационные вопросы. Возможно, в будущем получится заключить определённые договоренности с авиакомпаниями для централизованной организации перелетов или предоставлении каких-то льгот, хотя бы для таких авиаперевозок, как транспортировка музыкальных инструментов.
- По итогам конкурса в состав будущего оркестра были отобраны 31 человек: 4 баяниста, 10 балалаечников, 16 домристов и один исполнитель на клавишных гуслях. Планируется ли в дальнейшем увеличение музыкального состава, привлечение исполнителей из числа тех, кто не прошел первый конкурс, а также исполнителей на других музыкальных инструментах: например, этнических, ударных, деревянных духовых инструментах, различных видах гуслей, а также сотрудничество с вокалистами для расширения репертуарных возможностей оркестра?
— Да, конечно! Сейчас нами были отобраны 31 человек, но, опять же, это было сделано в рамках Зимнего фестиваля искусств в Сочи и связано, как я уже сказал, с организационными моментами. Но это совершенно не означает, что оркестр будет продолжать существовать только в таком составе.
Мне бы очень хотелось обратиться к тем участникам конкурса, которые на данный момент по той или иной причине не вошли в первоначальный состав. Это не окончательное решение, и вполне возможно, что кто-то из вас ещё пройдет следующий конкурс в оркестр. Поэтому нельзя ни в коем случае отчаиваться, сдаваться, торопиться с какими-то выводами: «Всё, я плохо играю, моя творческая жизнь на этом прекратилась!» Ни в коем случае! Просто должно пройти какое-то время, а мы, в свою очередь, постараемся сделать всё, что в наших силах, чтобы у вас ещё был шанс проявить себя в нашем оркестре.
Тем более, что ближе к декабрю 2025 года мы планируем увеличение состава оркестра до 50-ти человек. Ведь количественный и качественный состав русского народного оркестра не имеет каких-то жёстких правил комплектования, по отношению к нему не существует нормативов. Если мы посмотрим на симфонический оркестр, то увидим, что к его составу подобные правила применимы. Например, услышав такое определение, как «парный симфонический оркестр», мы понимаем, что в него будет включено определённое количество медных, деревянных, смычковых инструментов и так далее. В народном оркестре главным критерием для выбора состава становится балансовое соотношение — динамическое, звуковысотное — между инструментами. Это те принципиально важные показатели, которые дирижёр, вставая за пульт, должен очень хорошо понимать. Но это не количественные, а качественные характеристики, поэтому в нашем случае состав оркестра может варьироваться, и для нас это является тем спасательным кругом, за который мы, безусловно, держимся.
Тем более, что ближе к декабрю 2025 года мы планируем увеличение состава оркестра до 50-ти человек. Ведь количественный и качественный состав русского народного оркестра не имеет каких-то жёстких правил комплектования, по отношению к нему не существует нормативов. Если мы посмотрим на симфонический оркестр, то увидим, что к его составу подобные правила применимы. Например, услышав такое определение, как «парный симфонический оркестр», мы понимаем, что в него будет включено определённое количество медных, деревянных, смычковых инструментов и так далее. В народном оркестре главным критерием для выбора состава становится балансовое соотношение — динамическое, звуковысотное — между инструментами. Это те принципиально важные показатели, которые дирижёр, вставая за пульт, должен очень хорошо понимать. Но это не количественные, а качественные характеристики, поэтому в нашем случае состав оркестра может варьироваться, и для нас это является тем спасательным кругом, за который мы, безусловно, держимся.
Также мы, конечно же, рассматриваем включение в состав оркестра других инструментов, ведь это всегда очень интересный опыт! Я помню, в 2024 году в Москве, в Государственном Кремлевском дворце состоялся музыкальный Фестиваль всероссийского национального оркестра народных инструментов, где были представлены различные национальные инструменты, например, осетинская гармонь (исполнитель — Тенгиз Кумаритов), башкирский курай (исполнитель — Рамиля Гайзуллина), бурятские, тувинские, чеченские, осетинские музыкальные инструменты, а также горловое пение в исполнении Эртине Тумата, народного хоомейжи Республики Тыва — была представлена целая палитра тембровых красок. Экспериментировать с ними, сочетать и переплетать — это невероятное удовольствие!
У нас, кстати, в этом году реализуется еще один уникальный проект, он называется «Современная музыкальная карта России», где все 89 регионов будут представлены своим музыкальным звучанием. В этом проекте участвуют профессиональные композиторы и многие замечательные творческие коллективы, в числе которых обязательно будет и ансамбль «Россия», руководителем которого я явлюсь.
А по поводу сотрудничества с вокалистами — оно будет обязательно! Для меня это вообще стоит в приоритете. Когда со сцены звучит голос, звучит мелодия, звучит слово, то возникает триединство, подобное тому, как в человеке объединяются разум, душа и тело. Поэтому для нас сотрудничество с вокалистами — не просто сотрудничество, а основополагающий принцип нашего существования. Русская песня — это цивилизационный код для всех наших поколений, она являет собой всё удивительное, уникальное, совершенно неповторимое, что представляет собой русская культура. Понимание этого мы сейчас как никогда должны формировать как часть нашего мировоззрения, как наше сознание. Без этого наше общество просто не сможет дальше существовать как цивилизация. И все те творческие коллективы, прекрасные певцы, музыканты, которые являются хранителями, носителями этой культуры, должны обязательно транслировать её. Ведь не только мы не можем жить без общества, но и общество без нас тоже не сможет.
- Как указано на официальном сайте Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной, участниками конкурса стали молодые музыканты в возрасте от 15 до 28 лет. Почему были выбраны именно эти возрастные группы? И что Вы думаете по поводу расширения возрастных рамок исполнителей? Ведь, например, в оркестр Юрия Башмета принимают музыкантов уже с 10 лет.
— Думаю, в нашем случае это пока не целесообразно. Конечно же, все принципы работы, а также духовно-нравственные ценности, которые мы прививаем оркестрантам, лучше всего закладывать с самого раннего возраста. Однако тут есть и другая сторона вопроса, которую мы, конечно, не можем не учитывать. Как показывает практика, в более ранний период своего развития еще не все ребята-народники оказываются готовы к таким нагрузкам, и не только по уровню профессиональной подготовки, но и уровню психической и физической сформированности. Многие народные оркестровые инструменты очень сильно отличаются от тех, с которыми дети привыкли работать в детских музыкальных школах и детских школах искусств, — как по звучанию, так и по своим габаритам.
Скорее всего, ребенку банально не будет хватать каких-то базовых профессиональных навыков, чтобы вот так сходу перестроиться, например, для работы на балалайке-секунда, которая, на минуточку, на кварту отличается строем от -примы, или на балалайку-альт, которая отличается на октаву. Что уж говорить о таких инструментах, как балалайка-контрабас, которая имеет плотные, толстые струны, с которыми тоже будет не очень удобно взаимодействовать без соответствующей подготовки и соответствующих физических данных.
Поэтому, опираясь на наш практический опыт, при проведении конкурсного отбора мы ориентировались на возрастные рамки 15 — 28 лет включительно. В основном, это тот возраст, когда музыкант является студентом среднего специального или высшего учебного заведения, а значит, владеет и базовым навыком игры, и знанием профессионального репертуара. Так что это было сделано чисто из практических соображений, чтобы наша работа шла без преодоления возрастных сложностей и особенностей.
Тем не менее, проблема освоения народных оркестровых музыкальных инструментов существует даже на уровне колледжей и вузов, и её нам также необходимо решать. Мне очень хотелось бы, чтобы наша кафедра народных инструментов ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова стала в определённом смысле пионером в этой области. Потому что, к сожалению, у нас по большей части совершенно не продвигается обучение на инструментах народного оркестра. Да, мы учим на домре малой, либо на балалайке-приме, либо на баяне, а дальше уже идут аккордеон, гусли, гитара, которые в оркестр не входят и представлены только в качестве солирующих инструментов. Нам же очень важно, чтобы профессиональное обучение на этих инструментах (различных видах домр, балалаек, баянов и т. д.) присутствовало не только в рамках занятий оркестром, но и как полноценный курс. Без всех этих инструментов оркестр не сможет достичь того неповторимого звучания, на какое может быть способен. Ведь, если даже сравнивать с симфоническим оркестром по функциональности, та же домра-бас — это по своей сути виолончель, балалайка-секунда и балалайка-альт— валторны и т. д. У нас же получается, что студенты вынуждены на ходу приспосабливаться к игре на них уже в процессе репетиций, кто как может, а это с профессиональной точки зрения не очень правильно. Поэтому мы считаем, что формирование академической школы игры на подобных инструментах сейчас просто необходимо, если не на начальном уровне образования, то хотя бы на уровне вузов и колледжей.
— На Ваш взгляд, какими качествами, помимо искусного владения инструментом, должен в целом обладать молодой музыкант, планирующий работать в оркестре народных инструментов?
— Вообще, народный оркестр — это очень сложный, отдельно существующий организм со своим менталитетом, своими ценностями, со своей биохимией внутренних человеческих отношений, что, в первую очередь, связано с тем репертуаром, который мы исполняем. Да, безусловно, любой оркестр базово зиждется на каких-то общемузыкальных критериях, а также на профессиональных навыках исполнителей: умении играть на инструменте, знаний нотной и музыкальной грамоты, дирижирования, чувстве ансамбля, оркестровой грамотности, потому что без этого всегда очень трудно и практически невозможно работать, взаимодействовать с коллегами, общаться с дирижёром.
Но есть и кое-что ещё, не менее важное — осознавать не только то, что ты делаешь, но и то, как и зачем ты это делаешь. В научной среде существует такое понятие, как «нравственный интеллект», и в нашем случае именно на нём базируется то великое искусство, с которым мы имеем счастье работать. Основа нашего репертуара — это не просто сочинения, исполняемые нами в условной тональности фа минор, в размере 6/8, на легато или стаккато и т. д. Это буквально памятники истории, человеческим судьбам, это музыка, прошедшая через поколения, обладающая колоссальной объединяющей силой, которая неразрывно связана с песней, со словом, с нашим прошлым, а без него ни нашего настоящего, ни будущего быть не может, иначе мы просто начинаем превращаться в дикарей, которые не ведают, что творят.
Конечно, такое осознание не всегда приходит к исполнителям сразу, и поэтому мы всегда пытаемся донести это до наших учеников как можно раньше. Для нас всегда очень важным становится тот момент, когда уже в процессе подготовки к выступлению, а особенно на концерте, мы видим, чувствуем и понимаем, что юные музыканты начинают всё это по-настоящему, искренне любить.
Эти проявления нельзя потрогать руками, невозможно назвать каким-то термином, они существуют на каком-то подсознательном уровне, и без них профессиональный коллектив не может существовать.
— Многие участники оркестра ещё студенты, для них это очень серьёзная школа и первый опыт работы в подобном коллективе. Есть ли у Вас, как у профессионального дирижёра и педагога с многолетним стажем, какие-то особенные методики и практики, которые Вы используете или планируете использовать при работе с новой исполнительской командой?
— Я уверен, такие «секретики» есть у каждого дирижёра, у которого за спиной есть опыт и какие-то общепризнанные профессиональные достижения.
Мой профессиональный путь начался, когда я только пришёл работать в Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова (сейчас Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова). Я вошел в семью этого коллектива семнадцатилетним молодым мальчиком, играл на баяне-бас. И вот представьте, какую огромную и бесценную профессиональную школу я прошёл, работая в этом оркестре. Тогда в качестве солистки еще приходила поиграть Вера Николаевна Городовская, наша выдающаяся гуслярша и композитор, и многие другие замечательные музыканты, работавшие в этом коллективе. Самым удивительным для меня было то, что они всегда могли и поддержать каким-то добрым словом, и поделиться важным советом. Я никогда не забуду встречу с горячо мною любимым Виктором Ивановичем Темновым, который хоть и не работал в оркестре Осипова, но всегда очень дружил и тесно сотрудничал с ним. Я очень хорошо помню, как однажды он пришел на одну из наших репетиций с вокалисткой и буквально парой небольших замечаний изменил всё моё мировоззрение, касающееся искусства аккомпанемента русской песне, просто взял и, как говорится, сложил паззл в моей голове.
Поэтому я очень хорошо сознаю, насколько подобные вещи важны для молодых исполнителей и могут повлиять на всю их дальнейшую жизнь и карьеру, и зачастую не только сам прибегаю к своим «секретикам», но и щедро делюсь ими с молодым поколением, таком образом прививая им всё самое необходимое, что я уже успел почерпнуть за время многолетнего опыта работы в качестве дирижёра и руководителя ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Хотя, на самом деле, это ведь никакие не «секретики», а лишь те базовые принципы, которые юные музыканты должны осознать и применять на практике. Это, прежде всего, важность внутренней динамики, динамики балансового соотношения между инструментами, а также штрихов, тембра, тесситуры звучания — с этого я сразу начинаю репетицию. И конечно же, особое внимание всегда уделяется умению играть piano — это огромное, бесценное искусство для оркестра русских народных инструментов. Ведь piano, как лакмусовая бумажка, всё проявляет, это основа красоты и ясности звучания. Но чтобы молодые музыканты поняли, что от них требуется, действительно нужно периодически прибегать к определённым подходам, в первую очередь, связанным с тем, как донести задачу до исполнителей. Ведь даже один и тот же музыкальный термин, произнесённый с разной интонацией, — это два совершенно разных понятия.
Возможно, во многом благодаря пониманию этой специфики нам удалось в достаточно сжатые сроки подготовить достаточно сложную программу для выступления на Зимнем фестивале искусств в Сочи.
- Дмитрий Сергеевич, известно ли уже, где будут проходить репетиции оркестра? И есть ли идеи, как будет решаться вопрос с приездом прошедших конкурсный отбор студентов, обучающихся не в Москве? Будет ли их работа сессионной, по аналогии с работой музыкантов из Всероссийского юношеского симфонического оркестра, или у Вас есть какие-то другие предложения по организации репетиционной и концертной деятельности?
— Да, учитывая специфику работы подобных оркестров, в первую очередь, невозможность существования на постоянной основе с точки зрения репетиционное-концертного процесса, к тому же ребята должны еще совмещать эту деятельность с учёбой, да и география наших участников играет тут достаточно важную роль. Мы обязательно будем обращаться к опыту Юрия Абрамовича, ведь в его коллективе за годы его существования уже сложилась определённая структура работы. Там всё уже не только очень хорошо продумано, но и выверено практикой. Поэтому наше сотрудничество в этом контексте будет однозначно.
Что касается организации репетиционного процесса, то здесь прежде всего мы планируем проводить территориальную сборку, без этого никак. Во время подготовки программы все участники оркестра должны проживать в одном городе, в одной определённой локации. Это может быть какой-то гостиничный комплекс, который в данном случае будет являться базой для размещения наших исполнителей. Площадку для репетиций мы, конечно, готовы предоставить — помещение, отведенное ансамблю «Россия», почти 500 квадратных метров. У нас есть и своя студия звукозаписи, и репетиционный зал — всё это, конечно, будет задействовано.
По поводу подготовительного процесса, в том числе групповых и индивидуальных занятий, могу сказать, что мы уже давно живём в эпоху интернета и поэтому вполне приспособлены к дистанционной работе. Папки с нотами рассылаются по группам в электронном виде, контроль за разучиванием партий также осуществляется при помощи видео, а проведение занятий, конференций проходят в онлайн-формате. Если во время пандемии подобное было в новинку, то сегодня это стало уже неотъемлемой частью нашей профессиональной деятельности.
Хотя, конечно, ничто не заменит ни живой дирижёрской руки, ни живого оркестрового дыхания, когда весь оркестр живёт единой музыкальной фразой. Поэтому очному репетиционному процессу нами будет уделяться особое внимание. Такая организационная структура нами очень хорошо понимается, да опыт у нас в этом плане имеется солидный. Всё-таки ансамбль «Россия» — это профессиональный музыкальный коллектив, и концертная деятельность является его основной уставной деятельностью. Мы готовы действовать в любых условиях.
- 14 февраля 2025 года в Зале органной и камерной музыки имени А. Дебольской состоялся концерт-презентация оркестра, концертная программа которого была подготовлена Вами и Вашими коллегами - Туматом Эртинэ, Александром Веретенниковым и Андреем Долговым - всего за несколько дней! Как получилось у коллектива сыграться в такие короткие сроки, и удалось ли им оправдать Ваши ожидания?
— Вопрос сыгрывания — это серьезный вопрос, который мы решили благодаря централизованной командной работе, основанной в том числе и на моем личном многолетнем опыте. Очень приятно, что молодые исполнители полностью доверились нам как организаторам, доверились мне как руководителю оркестра. Думаю, благодаря этому нам действительно удалось за четыре дня репетиций (пятая — генеральная, на сцене) на очень высоком, качественном уровне представить достаточно сложную программу: звучал концерт «Времена года» для домры с оркестром нашего дорогого Ефрема Иосифовича Подгайца, настоящего Ипполитовца с точки зрения его сегодняшней педагогической деятельности, который исполнила выдающаяся домристка Екатерина Мочалова, а также музыка разных народов России: осетинская, тувинская, башкирская и, конечно же, во всём многообразии была представлена русская музыка.
Удалось ли исполнителям оправдать наши ожидания? Безусловно! Доверие, труд и любовь — это колоссальные по значимости понятия, которые, входя в резонанс, могут творить чудеса. А уж когда они дополняются профессиональными навыками, то и результат выходит соответствующий. Есть такое понятие, как «синергия», когда «дважды два» это не 4, а 8. Вот такой результат я и имею в виду.
— Как Вы считаете, какие перспективы у данного проекта? И какие перспективы у тех, кому посчастливилось стать его участником?
— Если говорить о перспективах практических, таких, как концерты, фестивали, конкурсы и т. д., то всё это, конечно, предвидится. В первую очередь, упор будет делаться на проектную деятельность, ведь она очень важна, прежде всего, своей идейной составляющей. Благодаря проведению фестивалей, концертных программ, записи музыкальных альбомов и т. д., мы не только стараемся отвечать на вызов времени, быть понятными обществу, но и, с другой стороны, во многом и воспитывать его. Как мне кажется, именно воспитательная функция является основополагающей в том, что мы делаем. Научить юного музыканта игре на инструменте гораздо проще, чем воспитать настоящее чувство любви к исполнительскому искусству. Потребовать от исполнителя исполнить тремоло — это полбеды, а вот сделать так, чтобы он понимал, почему это тремоло находится в этом месте и как исполнить его, не поменяв первоначальный замысел произведения, — это совершенно другой уровень работы и профессионального общения.
— Поделитесь, когда нам следует ожидать новые программы? И где в дальнейшем можно будет следить за концертной и гастрольной деятельностью коллектива в интернет-пространстве?
— Уже в декабре текущего 2025 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Москве состоится большой форум, который так и будет называться — Большой форум Всероссийского юношеского оркестра национальных инструментов народов России. В него будут входить 5 конференций, мастер-классы и репетиции оркестра, после чего состоится полноценный концерт коллектива в Государственном Кремлёвском дворце.
И самое главное, уже буквально на днях я вновь планирую встречаться с Дмитрием Владимировичем Гринченко, чтобы вместе подумать о программах следующего Зимнего Фестиваля искусств в Сочи. Поэтому, как видите, на данный момент у нас уже складываются весьма хорошие творческие планы. А что касается наших новостей, то уже в самое ближайшее время появится официальный сайт оркестра, он уже сейчас находится в разработке, и, конечно, будут открыты сообщества в социальных сетях. Поэтому уже совсем скоро будем рады видеть всех на наших страничках и будем очень благодарны, если Вы подпишитесь на них, чтобы поддержать наш оркестр и нашу творческую команду!

- Дмитрий Сергеевич, спасибо Вам за интервью! Всегда очень приятно пообщаться с настоящим профессионалом и патриотом своего дела. От редакционного совета нашего журнала и его подписчиков хочу пожелать Вам всяческих благ, а Вашему оркестру - планомерного и поступательного развития, процветания и полных залов благодарных слушателей!
Беседовала Алла Харабурдина,
выпускница ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова,
координатор журнала «Территория творческого образования»