Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
×
Лидеры творческого образования

Оперная студия ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова

Виолетта Юрьевна Вансович

начальник Отдела по связям с общественностью ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова


Оперная студия Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова — молодой, но очень быстро набирающий популярность творческий коллектив. На его счету уже целый ряд успешных постановок классических и современных опер с участием выпускников и студентов института, а также солистов ведущих музыкальных театров столицы.
Инициатором создания студии стал и. о. ректора Ипполитовки, президент фонда «Русское исполнительское искусство», заслуженный деятель искусств России, профессор Валерий Иосифович Ворона. Ее деятельность началась с совместных постановок ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова и ГИТИСа, одной из которых был спектакль 2013-го года по опере А.С. Даргомыжского «Каменный гость» (к 200-летию композитора), а второй – мировая премьера оперы М.П. Мусоргского – М.М. Ипполитова-Иванова «Женитьба», с большим успехом прошедшая в Московском международном Доме музыки в 2014 году. Как известно, Мусоргский написал лишь первый акт оперы на прозаический текст Гоголя, но в 1931 году Ипполитов-Иванов дописал для «Радиотеатра» второй акт комедии и сделал оркестровку всего произведения. Постановка прозвучала по радио, имела большой резонанс, но с тех пор не возобновлялась. Забытую партитуру удалось найти в архивах Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки и представить публике в рамках уникального сотрудничества Ипполитовки и ГИТИСа.
«Женитьба» Московский международный Дом музыки (2014 год)
Новый виток деятельности студии связан с осуществлением масштабного проекта «Возрождение оперы М.М. Ипполитова-Иванова Ася», вернувшего слушателям после столетнего перерыва лирическую оперу по одноименной повести И.С. Тургенева.
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 – 1935) композитор, дирижер, педагог, этнограф, крупный общественный деятель, народный артист Республики (1922), профессор и первый выборный ректор Московской консерватории, сыграл большую роль в истории отечественной музыкальной культуры и был одним из создателей и реформаторов современной системы российского музыкального образования. Однако подлинный масштаб личности и значение деятельности Ипполитова-Иванова начали осознаваться лишь в последние годы. Его обширное творческое наследие, оказавшееся в тени в советское время, сегодня нуждается в серьезном изучении и возрождении. Возвращение композиторского наследия Ипполитова-Иванова в концертную жизнь является одной из приоритетных задач в деятельности музыкально-педагогического института, носящего его имя.
Опера «Ася», поставленная впервые в 1900 году Московской частной оперой на сцене Театра Солодовникова (нынешнего Московского театра оперетты) под управлением самого автора, по праву заняла особое место как в творчестве композитора, так и в истории музыки предреволюционной России. В главных партиях блистали ведущие певцы того времени Е. Цветкова и А. Шубин, а декорации были созданы великим русским художником Михаилом Врубелем. Однако в послереволюционные годы опера практически не звучала.
Сцена из дореволюционной постановки «Аси», за дирижерским пультом М.М. Ипполитов-Иванов. Фото из архива Российского национального музея музыки.
Концертное исполнение оперы «Ася», состоявшееся 6 июня 2022 года в Большом зале Московской консерватории под управлением народного артиста СССР, заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Ипполитовки, профессора Юрия Симонова, оказалось, по сути, мировой премьерой этого незаслуженно забытого шедевра русской музыки и вызвало большой общественный резонанс.
Выдающийся современный дирижер, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Иванович Симонов стал музыкальным руководителем проекта и провел огромную работу по созданию новой редакции партитуры, изданной более ста десяти лет назад
В главных партиях выступили солисты московских оперных театров и молодые талантливые студенты Ипполитовки. В проекте были заняты ведущие творческие коллективы ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, бессменные участники всех его знаковых проектов: сводный хор (руководители – заслуженная артистка России Галина Богданова, профессор Владимир Науменко, кандидат искусствоведения Владимир Красов), Московский молодежный камерный и Симфонический оркестры (руководители – Валерий Ворона и Алексей Шатский).
Концертное исполнение оперы "Ася" в Большом зале МГК имени П.И. Чайковского
Проект «Возрождение оперы М.М. Ипполитова-Иванова Ася» стал щедрым подарком к 160-летию со дня рождения композитора и 100-летию института, названного его именем.
Постановка «Аси» продолжила содружество двух ведущих творческих вузов Москвы. Новая, уже сценическая версия оперы была подготовлена совместно с Российским институтом театрального искусства (ГИТИС) и осуществлена заслуженным деятелем искусств России, профессором Александром Бармаком; в ней приняли участие педагоги и студенты факультета музыкального театра ГИТИСа.
Осенью 2022 года спектакль стал участником программы «Большие гастроли» (в рамках студенческого направления), организованной ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. Его показы с большим успехом прошли на сценах Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера» и Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева. В Чебоксарах спектакль состоялся в рамках XXXII Международного оперного фестиваля им. Максима Дормидонтовича Михайлова.
Опера «Ася». Чебоксары. В рамках XXXII Международного оперного фестиваля им. Максима Дормидонтовича Михайлова. 2022 г.
В честь 205-летия со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, чья повесть легла в основу оперы, спектакль был также представлен в Спасском-Лутовинове, Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С. Тургенева, а также стал частью юбилейной программы в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Опера «Ася». Спасское-Лутовиново, Государственный мемориальный музей-заповедник И.С. Тургенева. 2022 г.
В 2023 году история Оперной студии Ипполитовки продолжилась постановкой оперы К.В. Молчанова «Зори здесь тихие…». Премьера спектакля в постановке молодого, но уже известного режиссера Андрея Цветкова-Толбина (в настоящее время главного режиссера Чувашскаго государственного театра оперы и балета «Волга Опера») состоялась в московском культурном центре «Меридиан» и одновременно стала презентацией Оперной студии Ипполитовки. В дни празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне опера также была исполнена в Рахманиновском зале Московской консерватории на XI Международном фестивале «Дню Победы посвящается…» и в Московском международном Доме музыки.
Опера К.В. Молчанова «Зори здесь тихие…», Культурный центр "Меридиан", 2023 г.
Главных персонажей оперы сыграли молодые певицы — выпускницы и студентки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, ровесницы своих героинь, что придало спектаклю особую пронзительность и достоверность.

В спектакле были заняты солист Центра оперного пения имени Г. П. Вишневской Иван Григорьев и Симфонический оркестр ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (руководитель - Алексей Шатский, дирижер — Иван Шинкарев, выпускник ассистентуры-стажировки института по классу народного артиста СССР Юрия Симонова).
"А зори здесь тихие...", ММДМ
Следующей премьерой Оперной студии стала «Русалка» А.С. Даргомыжского, созданная на основе неоконченной поэмы А.С. Пушкина. Ее премьерные показы прошли в июне 2024 года на сцене Театриума на Серпуховке, в Государственном музее А.С. Пушкина и были приурочены к 225-летию со дня рождения великого русского поэта.
Опера "Русалка", Государственный музей А.С. Пушкина
Спектакль был создан музыкальным руководителем и дирижером, заслуженным артистом России Евгением Самойловым и режиссером-постановщиком Олесей Манжа. На одной сцене с талантливыми молодыми певцами, выпускниками кафедры «Академическое пение» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, в нем выступили известные оперные артисты, преподаватели института, солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. Такой творческий альянс позволил по-новому взглянуть на хорошо знакомое произведение Даргомыжского. В центральной роли Мельника был занят заслуженный артист России Виталий Ефанов.
Опера «Русалка». В роли Мельника - заслуженный артист России Виталий Ефанов
В постановке были задействованы признанные коллективы ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова: Камерный хор (главный хормейстер — профессор Владимир Науменко), Московский молодежный камерный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер - Валерий Ворона) и Симфонический оркестр (руководитель — Алексей Шатский) — постоянные участники проектов Оперной студии. Видеооформление подготовлено в творческой коллаборации со студентами ВГИКа.

Руководителями проекта стали ректор Ипполитовки Валерий Ворона и заведующая кафедрой «Академическое пение» института Марина Ефанова.
Опера «Русалка». Сцена Театриума на Серпуховке
В ноябре 2024 года Оперная студия вновь была удостоена участия в программе «Большие гастроли» (студенческое направление), курируемую ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». На этот раз спектакль «Русалка» был показан на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера», а также во Дворцах культуры Алатыря и Новочебоксарска.
Опера «Русалка» на сцене Чувашского государственного театра оперы
Оперная студия ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова — динамично развивающийся коллектив. Совсем недавно она показала новую версию оперы Г. Перселла «Дидона и Эней», а в мае 2025 года нас ждет еще одна премьера — опера В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро».
По словам и.о. ректора ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, заслуженного деятеля искусств России, профессора Валерия Вороны:
Осуществление многочисленных масштабных проектов нашей Оперной студии имеет большое значение как для профессионального становления студентов и их подготовки к работе на профессиональной сцене, так и для приобщения широкой общественности к вершинам мировой культуры. Все это было бы невозможно без энтузиазма, полной отдачи и подлинной любви к музыке и к Ипполитовке!
лидеры творческого образования. Выпуск 1 (3) '2025