А.Б. Харабурдина
Взгляд на выставку «Практика ощущения. Звук» представителя молодого поколения музыкантов – выпускницы ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова 2024 года
«Звук – это физическое объективное явление. Восприятие же звука всегда субъективно»
Из материалов выставки
Ни для кого не секрет, что исследования в области изучения звука, в частности музыкального, предпринимались буквально во все времена. С самых первых неловких попыток человека изобразить при помощи голоса и подручных инструментов (из камня, дерева, кости) звуки окружающего мира минуло уже немало тысяч лет. В разные периоды развития музыкального искусства творческие поиски неравнодушных людей — дерзких и талантливых, жаждущих выйти за рамки установленных норм и правил, — меняли привычный мир.
Однако мало кто может поспорить с тем, что одним из самых прогрессивных и «жадных» до эксперимента оказался именно XX век. Под воздействием череды переломных исторических событий и неумолимо надвигающегося научно-технического прогресса произошел настоящий переворот в сознании многих людей, что заставило творцов модерна и авангарда посвятить себя поиску новых смыслов и особых путей их воплощения в своем творчестве.
Сейчас, в первой трети XXI века, происходит нечто похожее: продолжает жить то же неиссякаемое желание создать что-то неординарное, необычное, способное удивлять и будоражить чувства потенциального зрителя и слушателя. Но возможно, что в наши дни для поиска новых источников вдохновения недостаточно просто изучить главу очередного учебника. Необходимо попробовать ненадолго окунуться в ту атмосферу, где прошлое оживает в будущем, где нет правильных и неправильных ответов, где музыкальным инструментом может стать даже предмет мебели или бытовая утварь, где шум или тишина обретают особый смысл, а звуки музыки — видимые формы и очертания. А место такое еще нужно поискать!
И оттого особенно актуальным событием становится открытие летом 2024 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных в Петроверигском переулке Москвы оригинальной выставки-размышления «Практика ощущения. Звук». Российским объединением изобразительных искусств «РОСИЗО» был представлен проект, благодаря которому можно погрузиться в мир экспериментального искусства недавнего прошлого нашей страны. Представленная экспозиция может служить наглядным примером того, как современный подход в организации выставочного пространства с использованием современных аудио- и видеотехнологий, а также интерактивных экспонатов дает возможность по-новому взглянуть на важную страницу в истории развития музыкальной культуры России. Это начало и первая треть XXвека — период мечтаний, преобразований и поисков. Погружение в выставочное пространство позволяет не только извлечь что-то интересное для себя, но и понять современное искусство и процессы, в нем происходящие, через образы прошлого.
Как утверждают сами организаторы выставки, каждый из трех залов посвящен теме взаимодействия звука с другими видами искусства.
Первое, о чем предоставляется возможность поразмыслить, прежде чем приступать к изучению звука, — о Тишине. И совсем не зря, ведь еще Клод Дебюсси говорил: «Музыка — это тишина между нотами».

В середине комнаты находится большой светящийся телефонный автомат, который, как уже можно было предположить, не так прост, как кажется.

Специально для создания этого экспоната композитором выставки, Ксенией Кручински, было проведено звуковое исследование на тему «Звуковая история места». И вот теперь, подобно полицейской будке «Тардис» из знаменитого британского телесериала «Доктор Кто», он готов перенести каждого желающего во времени и познакомить со звуковым окружением Усадьбы Тургеневых-Боткиных, начиная с XVI века, а затем вернуть обратно в XXI век, в выставочное пространство Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Движение по выставке приводит к стенду, посвященному оркестру шумовых инструментов. Безусловно, без упоминания этого феномена экспозиция была бы неполной, ведь подобные «шуморки» действительно были невероятно популярны, особенно после Октябрьской революции. Для музицирования в них совершенно не обязательно было иметь музыкальное образование, классический или народный музыкальный инструмент, как в профессиональном коллективе. Помимо различных ложек, трещоток, рожков и дудочек в ход часто шли, казалось бы, совершенно далекие от музыки предметы. Вот и здесь на стене специально для нас слева направо расположились: стулофон, гладильный рубель, бычий пузырь, набитый сушеным горохом, деревянные счеты и железная скрипка, а в самом низу — настоящий, собранный специально для выставки бутылофон, активным популяризатором которого в наши дни стал уличный музыкант Федор Григорьев. А в рамках выставки сыграть на этом необычном инструменте свою незамысловатую мелодию может каждый желающий.

Следующая часть экспозиции посвящена видному деятелю музыкального искусства первой трети XX века, композитору, музыкальному теоретику и изобретателю Арсению Михайловичу Авраамову. Диапазон его интересов настолько широк, что в его творческой биографии спокойно соседствуют такие, казалось бы, полярные увлечения, как собирание музыкального фольклора народов Северного Кавказа, музыкальная обработка кабардинских, балкарских, казачьих песен и создание первой урбанистической «Симфонии гудков», полностью составленной из записей заводского шума, гулов мотора и выстрелов, а главным инструментом в произведении выступила звуковая машина «Магистраль», состоящая из пятидесяти паровозных гудков.

Слева от него расположилась огромная картина Александра Пантелеева «Эстакады Азовстали», плавно переводящая нас к следующей теме.

Организаторы выставки также не могли не упомянуть еще несколько знаковых музыкальных работ со схожей тематикой: первую индустриальную киносимфонию «Энтузиазм: Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, фрагмент которой демонстрируется посетителю выставки через телеэкран, и часть незавершенной балетной оперы «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова, с прописанной в нотах партией железного листа (который также присутствует в комнате — прикреплен к обратной стороне телефонной будки).
Таким предстает на выставке советский музыкальный «индастриал».
Вслед за этим посетителям предлагают для прослушивания еще два музыкальных сочинения, на этот раз связанные с творчеством Владимира Маяковского. Это «Наш марш» Артура Лурье и «Три этюда для фортепиано» Николая Рославца. Оба композитора были лично знакомы с поэтом, и, что довольно забавно, оба случайно унаследовали от него по шутливому, но весьма лестному стишку: «Тот дурье, кто не знает Лурье» и «Что за глупая овца, что не знает Рославца»?

Еще один невероятно интересный экспонат — книга Николая Кульбина «Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке». Редкое эссе, выпущенное в 1909 году Санкт-Петербургской Военной типографией тиражом всего в 210 экземпляров! Уже судя по названию легко догадаться, какую мысль автор хотел донести до нас своей работой: композитор может быть столь же свободен в выборе средств выразительности, как в воспроизведении звуков свободна Природа. Звуки, окружающие нас, не укладываются в рамки семи нот и двенадцати полутонов, не имеют четкого ритма, но всегда прекрасны и уникальны в своей естественности. Это своего рода манифест в поддержку экспериментальной, новаторской музыки, вдохновивший многие поколения музыкантов на новые поиски и свершения.

На выставке доступен для взаимодействия инструмент, считаемый первым советским аналоговым синтезатором, — утюгон, идея изобретения которого принадлежит Тимуру Новикову и Ивану Сотникову, участникам объединения «Новые художники».

Тяжелые утюги оттягивают гитарные струны, что позволяет играть на нем не только как на ударном, но и как на струнном инструменте при помощи смычка. Другой утюгон, собранный, по предположению, Владимиром Маяковским, можно увидеть во время демонстрации программы «Музыкальный ринг» 1987 года с участием Сергея Курёхина и группы «Поп Механика».

Экспозиция следующего зала посвящена теснейшей взаимосвязи звука с изобразительным искусством.
Это небольшая белая комната со свисающими с потолка наушниками. В качестве музыкального сопровождения для каждой из работ — своя композиция, имеющая определенный своеобразный стиль и настрой. Соединять ли каждое из трех произведений с каким-либо конкретным экспонатом или же рассматривать разом всю экспозицию через призму каждого их трех произведений — решать самому посетителю.

По левую сторону представлены картины Юрия Злотникова, советского и российского художника, переосмыслившего в своих работах идеи и техники абстрактной живописи эпохи модерна. Помимо этого, внушительную часть выставочного зала занимает демонстрация работ одного из наших скульпторов-современников — Игоря Шелковского, со стилем которого многие могут быть знакомы по памятнику «Ваза с цветами», установленному в Московском парке «Зарядье» в 2021 году. Предоставленные им для выставки причудливые стальные конструкции воплощают и развивают такие направления авангардного искусства, как конструктивизм и супрематизм, что как нельзя лучше гармонирует с представленными в этом же зале эскизами декораций Казимира Малевича к футуристической опере «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Кручёных и первым графическим изображением знаменитого «Черного квадрата» на афише к опере.

Само это произведение также доступно посетителям для прослушивания, причем в новой научной редакции-реконструкции, исполненной нашими современниками — солистами ансамбля Студии новой музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Задача экспозиции третьего зала — помочь посетителю выставки соединить в сознании звук и искусство движения. Условно комнату можно разделить на три основные зоны. Первая из них посвящена демонстрации очередного необычного музыкального инструмента — терпситона, изобретателем которого является Лев Термен. В отличие от своего «старшего брата» — терменвокса, назван он не по фамилии создателя, а в честь древнегреческой музы танца Терпсихоры, поскольку звуки на данном инструменте извлекаются именно благодаря пластическим и танцевальным движениям человека, встающего на платформу. Терпситон в выставочном зале РОСИЗО, реконструированный композитором, художником, директором «Термен-центра» Андреем Смирновым, полностью доступен посетителям для взаимодействия, поэтому каждый желающий может попробовать извлечь звук при помощи движений собственного тела.

Перемещаясь по правой стороне, можно увидеть экспонаты, посвященные теме проекционизма и проекционного театра, популяризатором которого был Соломон Никритин, а также его коллеги и единомышленники из группы художников «Метод». Рабочий стол с бумагами, папками с архивными документами, увешанная историческими материалами планкерная доска — все это можно потрогать, переложить, почитать. Рядом множество схем, зарисовок — демонстрация процесса работы, которая, по мнению Никритина и его сподвижников, и является подлинным искусством. Конечный результат в их понимании совершенно не важен.

По левой стороне от входа расположился довольно яркий и атмосферный артистический уголок агитационного театра «Синяя блуза», инициатором создания которого в свое время стал Борис Южанин (Гуревич) — на тот момент студент Московского института журналистики. Это еще одна попытка воссоздать для посетителя маленький кусочек огромной эпохи в камерном и уютном пространстве выставки.

Вот они, два разных подхода к сценическому искусству того времени, такие похожие и непохожие одновременно! В обоих случаях мы видим новый театр, который смело уходит от своего привычного понимания, театр с особым отношением к каждой составляющей: движению, слову и, конечно же, звуку и музыкальному сопровождению. Но если в первом случае перед нами вариант более экспериментальный, «формалистический», задачей которого было увлечь зрителя при помощи биомеханики движения и звука, то во втором мы видим театр, демонстрирующий более прямолинейное понимание сценического искусства как средства на службе революционной идеи и общественной пропаганды. Для первого важен процесс и форма, для второго — идейное содержание.
А между ними, будто в качестве компромисса, небольшой экран, демонстрирующий интервью с представителями Театра голоса «Ла Гол». Это пример еще одной творческой «лаборатории», возникшей уже в наши дни и воплощающей в своем творчества интересные голосовые практики.
Послесловие
Выставка «Практика ощущений. Звук» — это не только пространство, где каждый из присутствующих может узнать о способах извлечения, трансформации и применения звука, соприкоснуться с необычными инструментами, параллельно знакомясь с творчеством новаторов прошлого и наших современников.
В первую очередь, это место, которое может дать почувствовать своим посетителям тот заряд творческой энергии и мотивации, который порой так необходим для того, чтобы решиться на создание нового - сквозь препятствия, страхи и сомнения.