Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
Лидеры творческого образования

Создание студенческого фольклорного театра в рамках дисциплины «Народный танец»

В апреле 2025 года в стенах Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова прошел очередной театрализованный показ, посвященный весенним праздникам русского народного календаря, а также 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, подготовленный вместе со студентами заслуженным работником культуры РФ, лауреатом международных и всероссийских конкурсов, автором многих программ и пособий по народному танцу, профессором кафедры «Народное пение» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Бутыркиным Валерием Григорьевичем.
— Валерий Григорьевич, поздравляем Вас с успешно проведенным мероприятием! Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями, какими принципами Вы руководствуетесь при создании Ваших концертных театрализованных программ (танцевальных спектаклей)? Как обычно происходит процесс подготовки каждого концерта, как появляется идея, создается сценарий?
Начну с того, что все сценарии к тем концертным программам, которые я выпускаю, пишу сам и сам же режиссирую их, потому что по специальности я не только балетмейстер-педагог, но еще и режиссер балетного спектакля, поэтому в этом плане мне работать намного проще: я и режиссер, и сценарист, и постановщик хореографии в одном лице.
Что же касается содержания данных программ, то тут тоже все очень просто: все мои сценарии я всегда основываю непосредственно на русской музыкальной и хореографической традиции. Как мне кажется, главная задача, которая сейчас стоит перед нами, — это сохранить наше русское народное искусство, при этом продолжая активно развивать его в современных условиях, применяя более доступную и понятную современному зрителю форму, в которой она в дальнейшем сможет существовать на профессиональной сцене.
Кроме того, при составлении своих программ я всегда в первую очередь отталкиваюсь от того, какую пользу участие в них может принести нашим студентам. Мне очень хочется, чтобы именно таким практическим образом они могли ближе познакомиться с народными обрядами, нашими исконными русскими праздниками и особенностями их проведения, попутно изучая и те областные особенности русского фольклора и народного танца, которые мы обязаны проходить в рамках наших учебных программах. Только после тщательного изучения данного материала мы можем вынести наше творчество на концертную площадку. Ведь если студенты как будущие профессиональные артисты хотят не просто технически показать все то, что от них требуется, но и действительно что-то донести до зрителя своим выступлением, они и сами должны хорошо знать и понимать, что они показывают и для чего. Иными словами, это и учебный показ, и спектакль одновременно. Как мне кажется, подобный подход к изучению данной дисциплины позволяет студентам не только ознакомиться с богатейшим культурным наследием нашей страны, но и начать увереннее чувствовать себя на сцене, а с художественной точки зрения театрализованная программа как сценическое воплощение приближает нас к студенческому фольклорному театру.
Скажите, в Ваших показах обычно участвуют студенты, обучающиеся на разных курсах, или Вы больше концентрируетесь на каком-то одном потоке?
Я всегда стараюсь по возможности подключать для участия в концертах всех студентов, которые должны проходить этот материал по программе. Сейчас я понимаю, что это самое правильное решение, хотя поначалу был не уверен в том, что это правильный подход. Позднее, проведя уже не один подобный показ, я пришел к выводу, что чем больше студентов нашей кафедры будет задействовано в подготовке к данному мероприятию, тем лучше для них самих. Чем раньше они осознают, что может представлять их профессия, чем раньше услышат первые положительные отзывы, тем быстрее начнут понимать, что все то, чем мы вместе с ними занимаемся, — это очень нужное и важное дело для нашей страны. К сожалению, очень долгое время обращение к нашей культуре считалось чем-то малоинтересным и неактуальным, а наши традиции, песни, танцы, обряды, игрища — тем, что должно постепенно уйти в небытие. Я считаю, что подобного отношения допускать нельзя. Мы Русские люди и должны держаться своих традиций!
В этом плане, мне кажется, нам нужно брать пример с наших малых народов и этнических групп. Я действительно уважаю их за то, как ревностно они относятся к своей культурной традиции. То же самое можно сказать и о жителях наших республик: чеченцах, дагестанцах, бурятах, тувинцах и многих-многих других. Возможно, когда-нибудь в будущем мы обратимся и к этому материалу, однако сейчас основной своей задачей я вижу привитие именно русской традиционной культуры различных областей России и ставлю своей целью показать именно русские программы. Раньше их демонстрацией занимались, по большей части, ансамбли песни и танца, песни и пляски, а вот сейчас подобные профессиональные коллективы — редкость, они только начинают возрождаться, и то, по большей части, это коллективы, пропагандирующие так называемую «общерусскую» культуру. Мало кто сейчас интересуется аутентичным фольклором, экспедиции по деревням и селам в поисках новых образцов традиционной песни и пляски стали делом очень редким, да и не всегда уже целесообразным. К счастью, нашими предшественниками, да и нашим поколением, мною, в частности, было накоплено достаточно большое количество знаний в этой области, и вот уже третий год мы вместе со студентами стараемся изучать этот материал, наши областные и региональные особенности русского народного танца, и по возможности притворять их в жизнь в современных условиях, приближая к сегодняшнему времени.
Поделитесь, пожалуйста, с какими основными сложностями Вы сталкиваетесь в процессе подготовки спектакля?
Как мне кажется, основные сложности всегда возникают, во-первых, из-за недостатка времени для репетиции отдельных номеров и создания общей композиции, а во-вторых, из-за совершенно разного уровня хореографической подготовки студентов, которые поступают в наш вуз. Многим из них было трудновато осваивать материал, потому что в основном все курсы, кроме первого, занимаются всего лишь 45 минут в неделю, а при таком расписании сделать даже один полноценный концертный номер очень сложно. Даже самодеятельные коллективы занимаются по 3−4 раза в неделю, что уж говорить о профессиональной подготовке будущих специалистов.
Конечно, очень не хватает времени и все номера спектакля я соединяю в последний момент. И тут зачастую важно не только правильно исполнить танцевальные элементы и их последовательности, спеть песню, но и уметь правильно обыграть все это. Главной задачей в этом процессе является именно эмоциональная подача и выразительность исполнения. Ведь все мы на нашей кафедре стараемся смотреть вперед, формировать не просто исполнителей, а потенциальных артистов, и некоторые студенты в этом очень даже хорошо преуспевают, достигают определенных положительных результатов, которые мы стараемся поддерживать и развивать.
Хорошо, конечно, работать с теми, кто раньше уже занимался хореографией, еще до поступления, с ними процесс обучения проходит легче. Однако очень часто к нам приходят и те, кто только-только начинают постигать азы народной хореографии, и с ними я сначала прохожу именно основы, всю ту «азбуку», иными словами, классическую терминологию народного танца, которая безусловно необходима. Чтобы лучше понимать друг друга в процессе обучения, при изучении стараюсь постепенно выровнять их исполнительский уровень и привести всех к общему знаменателю.
Еще одной трудностью я бы мог назвать то, что нет ни одной книги, где поэтапно, поурочно были бы прописаны и расписаны не просто какие-то отдельные элементы, движения, танцевальные композиции, но и полноценные уроки преподавания народного танца, поэтому всю эту методологию на данный момент я пишу сам. Если у меня получится и будет хватать времени, я очень надеюсь, что к концу 2025 года я выпущу собственную методику преподавания русского народного танца, которая будет подробно описывать этот процесс и, надеюсь, послужит опорой как для студентов, так и для будущих преподавателей народной хореографии.
Скажите, как Вам кажется, каково отношение студентов к Вашей работе? Как они относятся к тому материалу, с которым они знакомятся в процессе подготовки к выступлению? Нравится ли им изучать народный танец в таком ключе или же они делают над собой усилие только потому, что обязаны делать это по программе? Или, может быть, сами загораются этой идеей и пытаются внести что-то в творческий процесс?
Поначалу, конечно, многие студенты относились к нашим показам довольно скептически. Это был еще пробный период. Но со временем я стал замечать, что студенты начинают понемногу входить во вкус — когда у них действительно начинает что-то получаться, когда они успевают вкусить всю прелесть того, что они делают, ощутить разнообразие традиций каждой местности, области, региона. В процессе подготовки спектакля мы знакомимся не только с танцевальной культурой, но и с народными обычаями разных областей России, костюмами, разными манерами исполнения, и когда я вижу , что они начинают работать с отдачей и появляется желание изучить все больше нового материала, — с ними становится намного интереснее работать.
Думаю, именно поэтому уже в последнее время студенты, не успев отыграть одну постановку, начинают интересоваться у меня: «Валерий Григорьевич, а когда мы будем готовить новые программы? А когда мы к ним приступим?». Что мне остается ответить? — «Обязательно! Как только вернетесь с каникул!».
Уважаемый Валерий Григорьевич! Большое спасибо за такую содержательную и интересную беседу! Уверены, что наши читатели с нетерпением ожидают новых встреч с Вами на страницах журнала «Территория творческого образования».

Беседовала Алла Борисовна Харабурдина,

выпускница ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова,

координатор журнала «Территория творческого образования»

лидеры творческого образования. Выпуск 3 (5) '2025