Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
Методический ресурс

В кадре дети!

Экспериментальная модель системы детского музыкального просветительства

Татьяна Владимировна Махначева
старший преподаватель кафедры музыкальной журналистики Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заведующая отделением Детской музыкальной журналистики Детской музыкальной школы № 15 г. Нижнего Новгорода

Последние годы для мирового сообщества в целом и для России, в частности, стали переломными и позволили обнаружить большое количество социальных проблем, среди которых — бесконтрольность всепоглощающей системы массовых коммуникаций, эпидемиологические и геополитические встряски, насаждаемое нивелирование духовных ценностей. Потому так актуален «здесь и сейчас», равно как и в нестабильном, постоянно обновляющемся духовном и информационном пространстве поиск новых форматов художественного просветительства. Один из них — профессионально компетентный, отвечающий требованиям времени «medium» между академической культурой и социумом — музыкальная журналистика.
Концепция «музыкального просветительства» как формы обучения была разработана и внедрена в практику на кафедре музыкальной журналистики Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки под руководством ее основателя — профессора, кандидата искусствоведения, лауреата международных и всероссийских конкурсов в области художественной журналистики Лидии Птушко. Ни для кого не секрет, что современные федеральные государственные образовательные стандарты предполагают преемственность исполнительских предпрофессиональных и профессиональных учебных программ в области музыкального искусства, что обеспечивает триединство системы школа-училище-вуз — основы отечественного музыкального образования. Но функционирует ли эта система в сфере художественного просветительства? Детские музыкальные школы и детские школы искусств, в основном, ориентированы на получение исполнительских навыков, обеспечивая приобщение ребенка к искусству через обучение игре на инструменте, а «межпредметные связи» как одна из форм принципа системности прослеживаются в образовательных программах далеко не всегда. Поэтому сегодня приходится констатировать факт отсутствия нацеленности на подготовку потенциальных музыкальных просветителей в рамках начальной профессиональной ступени.
Внедрение в систему художественного образования теоретически обоснованной, концептуально целостной, разноуровневой, обеспеченной практическим медиаматериалом музыкально-просветительской модели может содействовать воспитанию детей не только как грамотных слушателей, но по мере их дальнейшего обучения и как начинающих творцов, просветителей.
В кадре дети
Представленный проект отличает полноценная долгосрочная трехступенчатая образовательная система с возможностью обучения детей с 4-летнего возраста до 17 лет [i]. Программа предполагает как строгую приверженность традициям, так и их динамизацию с внедрением в образовательный процесс инновационных педагогических и медиа технологий. Три уровня предлагаемой системы (перцептивно-познавательный — дошкольная, когнитивно-познавательный — школьная и репродуктивное и продуктивное медиатворчество — послешкольная ступени) обусловлены возрастными особенностями музыкального восприятия и, выстраивают эволюцию образного мышления ребенка от наглядно-действенного через наглядно-образное к словесно-логическому.
Разработаны дополнительные общеразвивающие образовательные программы «Школа будущего первоклассника» (для детей 4−6 лет), «Детская музыкальная журналистика» (4 года для детей с 10−12 лет и 7 лет для детей от 6 с половиной до 9 лет), «Ранняя профессиональная ориентация» (4 года для детей от 13−14 лет, 2 года для детей от 15−16 лет).
Преемственность и системность учебных программ, спиралеобразный способ структурирования их содержания предполагают синкретическое взаимопроникновение тем, изучаемых в различных предметах цикла. В дальнейшем они становятся материалом для творческих журналистских медиаработ, которые имеют просветительскую направленность. В условиях стремительно развивающихся цифровых технологий музыкально-просветительская деятельность немыслима без освоения современных медиа. При реализации деятельностного подхода в организации обучения уникальное средство культурной коммуникации — медиасреда — обретает черты лично созидаемой и динамичной.
В целях реализации музыкально-просветительской модели разработан, постоянно корректируется и пополняется методический комплекс, обеспеченный практическим материалом, отвечающим современным требованиям.
В предлагаемый образовательный цикл включены следующие дисциплины:
«Слово о музыке» — центральное звено модели, этот предмет проводится дважды в неделю на протяжении всего срока обучения, формируя у детей целостное представление о мире и его составляющих, о направлениях и стилях музыкального искусства, а также — осознанное и эмоциональное восприятие элементов музыкальной речи, умение анализировать музыкальный текст, критически оценивать исполнительские интерпретации.
Изучение народной и академической музыкальной литературы, истории музыки в тесной связи со смежными видами искусства расширяют общий и профессиональный кругозор обучающихся, воспитывают эстетическое чувство, прививают устойчивый интерес к достижениям мировой культуры, приобщают к духовным ценностям, без которых немыслима просветительская деятельность юного музыкального журналиста.
В целях эмоционального, более глубокого и разностороннего восприятия учебного материала на каждом уроке и в домашних заданиях используется аудио- и визуальный материал: авторские «звучащие» презентации, теле- и радиоочерки, теле- и радиопрограммы кафедры музыкальной журналистики Нижегородской консерватории, ретроспективный видеоматериал по изучаемым темам (записи концертов, фестивалей, театральных постановок). Транслируя учебный материал в многоаспектном варианте, мы стремимся дать ребенку наиболее полное представление об изучаемой теме, предоставляя шанс найти какие-то интересные факты самостоятельно, поделиться ими впоследствии со сверстниками.
Наряду с темами, изучаемыми в традиционном образовательном курсе, исследуются «животрепещущие», продиктованные современностью, территориально и социально обусловленные. Например, состоявшаяся в 2022 году в Нижнем Новгороде мировая премьера «Терезин-квартета» (4 одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов — узников нацистских концлагерей), дала повод поговорить с младшими школьниками о событиях Великой Отечественной войны — и не только в контексте Седьмой симфонии Шостаковича, но и детской оперы Ганса Краса «Брундибар», поставленной на псевдотеатральных подмостках Терезиенштадта. Эта тема вдохновила юных музыкальных журналистов на создание медиасюжета «Мелодии надежды. Музыка концлагерей» — коллективного творческого проекта, в котором авторы сделали и для себя и для аудитории массу открытий.
Музыкальная лаборатория
«Музыкальная лаборатория» — дисциплина, которая осваивается на протяжении всего срока обучения, и предполагает развитие интонационного и аналитического музыкального слуха во всех его аспектах, чувства ритма, объема музыкальной памяти и музыкального мышления, а главное — творческих музыкальных способностей будущих просветителей. Подробное изучение интонационного строя музыки, элементов и знаковой системы ее языка, попытки изъясняться на нем составляют содержательную часть учебного предмета. Теоретические сведения и понятия опираются на визуальные ассоциативные образы и подкреплены видеорядом, что облегчает запоминание, задействовав дополнительный зрительный анализатор. Предусмотрена тесная межпредметная связь этой дисциплины с дисциплинами «Слово о музыке» (музыкальный материал по темам прорабатывается в чтении с листа, музыкальном анализе, пении двухголосия), «Я играю классику» (композиции, изучаемые в исполнительском классе, становятся материалом для «лабораторных» исследований — форма, тональные соотношения, фактура и т. д.) и "Музыкальная информатика" (овладение медиатехнологиями предоставляет возможность создавать видеоклавиры, анализируя структуру нотного текста).
«Проба пера» — профильная учебная дисциплина музыкально-просветительской модели, предусматривающая освоение компетенций в области музыкальной пресс-, радио-, теле- и интернет-журналистики, формирование просветительской позиции учащегося и реализацию его творческого потенциала.
На протяжении всего срока обучения учебные занятия по дисциплине «Проба пера» проводятся один раз в неделю и предполагают изучение теоретического материала и практическое применение полученных знаний, собственно, зачатки музыкально-просветительской журналистской деятельности — коллективное и самостоятельное создание творческих работ, которые публикуются на страницах социальных сетей учреждения, участвуют в конкурсах различного уровня. В качестве материала для стилистического анализа используются образцы студенческих и профессиональных работ (газета студентов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского «Трибуна молодого журналиста», журнал «Консонанс» Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, российские средства массовой коммуникации (СМК). В выполненном домашнем задании дети должны отразить понимание теоретических аспектов и собственный взгляд — пусть спорный или неправильный — на явление. Любая информация, самостоятельно добытая, перерабатывается, рассматривается с разных позиций, высказывается личная точка зрения, творческое решение приветствуется и поощряется. Так формируются и развиваются навыки юного музыкального журналиста: умение работать с информацией, оперативность, объем памяти, знание жанровой специфики, навыки литературного и музыкального редактирования, умение ярко и ориентированно подать материал, коммуникабельность, умение работать в команде, собственный взгляд на художественные явления, а также осознанная оценочно-критическая позиция.
Перед профессиональной телекамерой
Непосредственное знакомство детей с возможностями мультимедиа происходит в возрасте 9−10 лет с появления учебной дисциплины «Музыкальная информатика», которая предусматривает получение навыков владения медиасредствами: работа с видеокамерой, аудиорекордером, самостоятельная работа с программными приложениями Microsoft Office, программой Sony Vegas Pro.
Эта дисциплина очень любима и востребована детьми, поскольку имеет практическую направленность на медиатворчество. Необходимо отметить, что мы активно взаимодействуем со студентами кафедры музыкальной журналистики Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, и студенческие мастер-классы по основам сценарного, операторского и звукорежиссерского мастерства неизменно вдохновляют детей.
Освоение азов операторского мастерства
Становление юного музыканта, тем более, музыканта-просветителя, наряду с овладением перечисленными ранее профессиональными компетенциями предполагает развитие интонационного слуха, чувства ансамбля, владение основами инструментального исполнительства, поэтому на протяжении всего курса обучения дети проходят учебные дисциплины «Хор» (групповое занятие традиционного курса обучения в ДМШ) и «Я играю классику» (индивидуальное занятие по фортепиано или параллельное обучение на инструментальном отделении).
К 3−5 классу (в зависимости от срока реализации образовательной программы) интенсивного интегрированного обучения учащийся способен самостоятельно творчески мыслить. Ему доступны рефлексия, анализ, мысленный эксперимент, он может конкретизировать эмпирические знания, оперировать теоретическими понятиями, поэтому к дисциплинам музыкально-просветительского цикла добавляются индивидуальные уроки «Спецкласс» и «Исследовательский журналистский практикум», в ходе освоения которых учащийся не только знакомится с системой научных понятий, но и проводит собственное исследование, представляя его результаты и сопутствующий творческий проект, реализованный в различных журналистских направлениях и жанрах, на открытой защите творческих проектов учащихся отделения, а также в конкурсах научных и творческих работ различного уровня.
Городское научное общество учащихся «Эврика» (правообладатель ННГК им. М.И. Глинки )
Необходимо отметить, что теоретические и практические, в т. ч. связанные с овладением информационными технологиями, навыки музыкально-журналистской деятельности, инновационные по своей сути, базируются на заветах музыкального просветительства — популяризации и защите академического искусства, общечеловеческих духовных ценностей — средоточия традиционного. Вечные и актуальные темы из этого спектра рассматриваются под призмой личного восприятия каждого участника процесса и возможностей медиатехнологий. Обще- и труднодоступная информация трансформируется в обоюдном творческом созидании воспитанников и педагогов.
Юные журналисты у микрофона
Таким образом, представленная музыкально-просветительская система в сфере начального музыкального образования, придерживаясь лучших его традиций, учитывая требования времени и являясь площадкой для апробирования инновационных педагогических, организационных и информационных технологий, может обеспечить одну из новых и актуальных творческих траекторий движения в музыкально-образовательном пространстве.
методический ресурс. Выпуск 3 (5) '2025