Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
Шаг в профессию, жизнь в профессии

Искусство как призвание

Ольга Валерьевна Моторина
директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 «Гармония» городского округа Чапаевск

В декабре 2024 года стартовал эксперимент по апробации учебного предмета «Введение в профессию» в детских школах искусств. Организатором эксперимента является Государственное автономное учреждение культуры Свердловской области «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования». Научно-методическое обеспечение эксперимента осуществляет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова». К участию в эксперименте в 2024 году были допущены 25 организаций из 11 субъектов Российской Федерации. В список участников эксперимента вошла Детская школа искусств № 2 «Гармония» городского округа Чапаевск Самарской области.
С ходом эксперимента, его документами и методическими материалами, а также результатами подготовительного этапа можно познакомиться по ссылке

От редакционного совета

6 октября 2025 года в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 «Гармония» городского округа Чапаевск состоялось мероприятие, которое стало наглядным воплощением идей, заложенных в эксперименте по апробации нового учебного предмета «Введение в профессию». В рамках этого предмета для обучающихся школы искусств был проведен мастер-класс выпускницей художественного отделения Ириной Шершневой, которая сегодня продолжает обучение в Самарском художественном училище имени К.С. Петрова-Водкина.
Методика предмета «Введение в профессию» строится на двух ключевых принципах: погружение в профессию и профессиональные пробы. Это мероприятие — не просто творческая встреча, а запланированный элемент системы профессиональной ориентации, которая, согласно методическим рекомендациям, разработанным в рамках эксперимента, должна осуществляться на постоянной основе, охватывать всех участников образовательного процесса и иметь прогнозируемый результат. Мастер-класс Ирины Шершневой стал идеальной формой такой пробы. Участники под руководством молодой художницы занимались пейзажной живописью. Они не просто рисовали, а на практике пробовали себя в роли художника-живописца — одной из профессий, с которой ученики знакомятся в 6 классе согласно тематическому плану учебного предмета. Участие в таком мастер-классе позволило им выйти за рамки роли учеников и на время ощутить себя настоящими творцами.
Приглашение успешной выпускницы — мощный мотивационный инструмент и реализация одного из планируемых результатов проекта: установление новых каналов коммуникаций и сотрудничества. История пути Ирины от ученицы «Гармонии» до студентки профильного училища — это живой, понятный и вдохновляющий пример профессионального становления для нынешних школьников.
В своих воспоминаниях о школе Ирина особо отметила роль своих преподавателей в выборе ее профессионального пути — Галины Владимировны Дуденковой, Ларисы Ильиничны Романовой, Татьяны Владимировны Чистяковой. Связь и преемственность поколений прозвучали в ее словах, раскрывая одну из задач предмета, — объединить учеников, родителей и преподавателей в коллектив единомышленников.
В рамках предмета «Введение в профессию» для обучающихся будет реализована комплексная программа, направленная на всестороннее знакомство с миром творческих индустрий. Стратегия обучения включает разнообразные формы работы: от уроков-бесед и виртуальных экскурсий в ведущие вузы искусств до встреч с выпускниками и признанными мастерами, безусловными лидерами творческого образования.
Ключевым элементом эксперимента в дальнейшем станут активные профессиональные пробы, в ходе которых обучающиеся погрузятся в различные творческие процессы. Эти пробы представят синтез ремесленного мастерства и анализа профессионального опыта. Итогом обучения станет защита творческого проекта или эссе «Мой выбор» как факт и доказательство осознанного выбора дальнейшего профессионального пути в сфере культуры и креативных индустрий.
Проведенный мастер-класс в ДШИ «Гармония» наглядно демонстирирует, как теоретические положения методических рекомендаций воплощаются в жизнь. Это практический шаг к решению системной проблемы кадрового дефицита в отрасли культуры, который начинается именно с ранней и грамотной профориентации талантливых детей в стенах детских школ искусств.
Таким образом, через практическое воплощение принципов погружения в профессию обучающиеся получили ценный опыт, выходящий за рамки обычного учебного процесса. Использование потенциала выпускников в качестве наставников не только укрепляет связи между поколениями, но и наглядно демонстрирует возможности профессионального роста для нынешних учеников школы.
Особая роль Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 «Гармония» городского округа Чапаевск как региональной инновационной площадки подчеркивает значимость этой работы не только для отдельного учреждения, но и для всей системы художественного образования области. Реализуемый эксперимент закладывает фундамент для формирования устойчивых связей между образовательными учреждениями разного уровня и будущими работодателями в сфере культуры и креативных индустрий. Этот системный подход, сочетающий теоретическую подготовку с практическим опытом, открывает новые возможности для осознанного профессионального выбора детей и способствует решению стратегической задачи обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.
Подробнее о ходе эксперимента можно ознакомиться по данным ссылкам:
Ресурс 1
Ресурс 2
шаг в профессию, жизнь в профессии. Выпуск 3 (5) '2025