Весна 1942 года была тяжелой, остро не хватало продовольствия, и взять его было негде. Население области удвоилось, в Омске к этому времени было зарегистрировано 214 тысяч перемещенных граждан. Большинство прибыло вместе со своими предприятиями и организациями, что обеспечивало им и их семьям работу и продуктовое распределение, но были и такие, кто прибыл самостоятельно, и ими тоже надо было заниматься, пристроить к работам, кормить. Удивительно, но в такое время не бросили никого. Скудный рацион весны 1942-го обогатился с приходом тепла. Березовый сок, который до войны пили, как казалось, для удовольствия, стал ценным пищевым ресурсом, источником сахара и витаминов. Сок заготавливали и для госпиталей, и для школьников, и для рабочих, но свежий он быстро портился, и его консервировали, варили кисели, делали сиропы — они получались черными, густыми, со вкусом пригоревшего сахара, но были так желанны, так необходимы. В городе и округе собирали крапиву и одуванчики и варили «голодные щи», делали горький салат, ели «пиканы" — сердцевину борщевика, выкапывали луковицы саранки — дикой лесной лилии, настаивали молодую хвою и шишки на водке, — тем спаслись.
Включилась память прошлых поколений: за 40 лет ХХ века сибиряки голодали как минимум трижды и помнили, что делать, чтобы выжить. Весь город превратился в огород: пустыри, берега Иртыша, дворы домов. В Кировске, Ленинске, Амуре и Порт-Артуре перекопали и засадили картошкой и свеклой все малопроезжие улицы и тупики. В некоторых частях этих районов такие огороды разбивали и в 90-е и даже делают это сегодня. Историческая память. Омск стал тогда городом огородов, и местные власти не только это поощряли, но и требовали. Приусадебные участки были при каждой школе, везде, где это было возможным. Областной отдел по делам культуры также получил несколько участков в городе и в пригородном совхозе. Не сохранилось воспоминаний об огородничестве педагогов, но об огородах рассказывали мне и Сергей Поспелов, учившийся в музыкальной школе во время войны, и композитор Сергей Долгушин, сын ученицы Оммузшколы того времени Ольги Спировой: «Как зарабатывали в то время? Мама вспоминала, как бабушка (Антонина Спирова, режиссер-постановщик Омского театра музыкальной комедии) ходила каждый день на омскую пристань разгружать дрова, баржи приходили без остановки». (Здесь мог работать любой подённо или постоянно, в 1941 году единственными работниками портов, не имевшими брони, были грузчики, и они были призваны в РККА все до единого. До 1946 года в Омске эта тяжелейшая работа была «достоянием» женщин, детей и стариков. Среди них были и омские работники культуры).
Сергей Петрович Поспелов, один из музыкальной династии Поспеловых, ныне известный музыкальный деятель, дирижер, долгие годы руководивший оркестром Ростовского оперного театра, рассказывал мне, что их большой семье было очень трудно прокормиться, и папе удалось устроить Сережу в Ленинградское зенитно-прожекторное училище, готовившее во время войны офицеров в омском тылу в районе станции Куломзино, там уже служил его старший брат Федя. Занятия на своей любимой скрипке пришлось временно отложить, музыкальные воспитанники военных училищ должны были осваивать духовые инструменты, но зато мальчики были одеты, обуты и сыты, а высвободившиеся ресурсы семьи можно было распределить между другими детьми.
Что нам еще может сказать школьный архив о завершении 1941/42 учебного года в Оммузшколе? Всего год окончили 183 школьника и 15 детей дошкольной группы, четверых оставили на второй год. Можно предположить, что выпускного вечера не было, в книге выдачи свидетельств больше нет общей даты, документы выдавались с 8 июня по 11 июля, кто-то из выпускников того года смог забрать свой документ только в 1943 году. Среди выпускников в будущем известные люди Омска: Владимир Николаевич Юргенсон (в будущем директор Омского музыкального училища), Петр Иванович Звегинцев (долгие годы возглавлял Омский район, а затем работал главным редактором журнала «Земля сибирская, дальневосточная»). 12 июня школа закрывается на лето, весь коллектив отправляется в отпуск до 6 августа. Всего вместе с директором 19 человек.
Приемные испытания 1942 года проходили сложно, приходилось выкраивать часы в классах с фортепиано, отбор вели и в августе, и в сентябре, и даже 30 октября. До экзаменов допустили 112 человек — год спустя после начала войны у омичей не пропало желание учиться музыке. 45 школьников были приняты на 5 отделений, большинство, 33 ребенка, на фортепиано, на дошкольное отделение поступили все 20 детей, подавших заявление. План приема выполнен, он остается на довоенном уровне. В Тюмени также осуществлен прием детей в музыкальную школу, занятия с учетом опыта работы омских коллег будут проводиться только по домам педагогов, здания для школы в Тюмени по-прежнему не найдено. Омская музыкальная школа осенью 1942 года допустила к занятиям 172 учащихся, при этом после дополнительного набора и сдачи академической задолженности по сольфеджио количество учащихся достигает 205.
Учебный год начался так же тяжело, формально занятия стартовали с 1 сентября, фактически формирование классов продолжалось до зимы. Снова началась текучка кадров, кого-то из педагогов уволили вместе с переводом родных и близких в другие города, преподаватели по классу скрипки Марьясин и Хумек были зачислены в концертные бригады, Хумек был командирован в Красноярск, Марьясин — в Москву. Чудом удалось найти программу вечера, где Генрих Хумек выступает в г. Новосибирске 21 марта 1943 года в сольном концерте филиала Ленинградской филармонии в рамках плана на 1942/43 год. По всей видимости, артиста больше не отпускают в Омск, потому что среди приказов по школе мы находим сначала «считать тов. Хумека в отпуску без сохранения содержания», а затем задним числом «с 01 сентября уволить ввиду невозвращения из поездки на Дальний Восток».
В это время начинается инвентаризация школы, в приказе по этому вопросу много пунктов, касающихся необходимости закрыть подвешенные финансовые вопросы, погасить долги и разобраться с теми делами, где есть безнадежные задолженности. Пункт 6 приказа по школе № 12 от 1 ноября 1942 года — это своего рода иллюстрация жизни того времени: «задолженности за нерозыском и смертью». Довольно удивительно видеть, что мы не находим санкций по отношению к руководству школы в связи с нарушением ведения документов строгой отчетности. Наверное, приняли во внимание всю тяжесть ситуации, в которой оказалась школа.
Первый закрытый концерт фортепианного отделения в этом году проходит 19 ноября. В тетрадке-ведомости новый стиль ведения экзамена, напротив фамилий выступающих теперь краткие выводы, например: «не соответствует курсу», или «форсирует звук», «нет подвижности пальцев, особенно 1-го». Фортепианный отдел к этому времени возглавил известный педагог Борис Медведев, и результаты его работы стали видны уже довольно скоро. Влияние столичной школы ощущалось и струнниками, в какой-то момент все, кто преподавал скрипку, альт и виолончель, были из числа эвакуированных педагогов. Экзамены струнного отдела назывались академическими вечерами, таких в учебном году было три, один из них накануне празднования дня 8 Марта.