Ирина Ефимовна ДОМОГАЦКАЯ
Руководитель Центра компетенций ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, кандидат педагогических наук.
Государственный музыкально-педагогический институт (ранее – музыкальное училище) имеет славную более чем вековую историю и носит имя выдающегося отечественного композитора, дирижера, педагога и общественного деятеля Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова.

Композитор, учитель и наставник по призванию, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов долгие 42 года был профессором Московской консерватории, а с 1906 года по 1922 год, в сложнейшие для консерватории годы, – ее директором ℹ️.
Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М.: Гос. муз. изд-во. 1934. С. 116.

Советский музыковед Г.А. Поляновский вспоминал о М.М. Ипполитове-Иванове: «Человек, отличавшийся поразительной добротой и бескорыстием, мягкостью в обращении с людьми, человек большого сердца (“Музыку без сердца я не понимаю”, – писал он), Ипполитов-Иванов самоотверженно отдавал себя активной музыкально-общественной жизни». ℹ️
Поляновский Г.А. Памяти М.М. Ипполитова-Иванова // Ипполитов-Иванов М.М. Письма. Статьи. Воспоминания / сост. Н.И. Соколов. М.: Советский композитор. 1986. С. 299.
Еще в начале XX века он выдвинул проект под названием «Музыкальная грамота для фабрично-заводских рабочих». «Эту музыкальную грамоту, – сообщал читателям редактор «Русской музыкальной газеты» в 1910 году Н.Ф. Финдейзен, – предполагается ввести во всех фабриках и заводах для обучения рабочих музыкальным знаниям и устройства на фабриках хоров и оркестров». ℹ️
Финдейзен Н.Ф. Разные известия // Русская музыкальная газета. 1910. 21 ноября. № 47.
Идея Ипполитова-Иванова настолько опередила свое время, что эхо ее имеет отголоски в сегодняшнем настоящем и ориентирована на завтрашнее будущее – будущее великой России с ее колоссальным потенциалом и накопленной энергией тысяч выдающих деятелей культуры и искусства, музыкальных творческих коллективов.
После 1917 года Ипполитов-Иванов с большим энтузиазмом включился в строительство массовой музыкальной культуры, понимая, что на момент борьбы со всеобщей неграмотностью именно массовая музыкальная культура могла бы стать важнейшим условием создания новой формации, объединяющим началом для формирования сообщества граждан, способных и готовых к участию в становлении нового государства.
В 1925—1926 годах были организованы и проводились всероссийские конкурсы гармонистов, выявившие необычайную любовь миллионов к народной культуре. М.М. Ипполитов-Иванов был одним из первых крупных музыкантов, проявивших живой интерес к этой важной инициативе государства. Только в Москве в эти годы 1500 гармонистов приняли участие в соревнованиях, а 30 тысяч человек слушателей составили их аудиторию. Ипполитов-Иванов был не только председателем жюри конкурсов, но и душою этих массовых праздников народной музыки, при этом уделяя внимание каждому его конкурсанту. По настоянию Михаила Михайловича наиболее способные из московских участников конкурса были направлены на учебу в Музыкальную школу имени «Красной Пресни» (сегодня – Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке).
Идея массового музыкального образования коснулась и общеобразовательной школы, эту идею Михаил Михайлович изложил в своей статье «Несколько слов о школьном пении». ℹ️
Ипполитов-Иванов М.М. Несколько слов о школьном пении // Советская музыка. 1935. № 2. С. 37—38.
Считая обучение пению и пение в хоре обязательным видом деятельности детей, который влияет на становление эмоционального мира ребенка, совершенствует его речь, развивает художественный вкус, Михаил Михайлович предложил ввести в общеобразовательной школе уроки пения. При этом понимая и настаивая на том, что хористы должны осваивать и музыкальную грамоту, а готовый хор будет в состоянии исполнять с листа произведения средней трудности.
Эти и многие другие инициативы воплотились в проект, который также на много лет опередил свое время. Речь идет о журнале «Музыка для всех». «Музыка для всех» – это приложение к журналу «Тридцать дней», который издавался в Москве с 1925 по 1941 год. По мысли его создателя – М.М. Ипполитова-Иванова – журнал должен был стать центром просвещения и приобщения широких масс к музыкальному искусству. Журнал «Музыка для всех» выходил в течение 1928 года, всего вышло 12 номеров, тираж каждого номера составлял 40 тысяч экземпляров. Журнал включал несколько рубрик и по своей структуре был редким для того времени изданием, совмещавшим в себе не только разнообразную информацию о музыкальном искусстве и музыкантах, но и материал для исполнительства, а также рубрику «Беседы о музыке», содержание которой носило учебный характер. В журнале публиковались очерки о А.К. Глазунове, Р.М. Глиэре, С.Н. Василенко, С.С. Прокофьеве, И.Ф. Стравинском, Ф. Шуберте. В постоянной рубрике «Беседы о музыке» размещались главы учебных статей: «Возникновение музыки (основные элементы мелодии)», «Об основах гармонии», «Гармония», «Контрапункт», «Двухчастная музыкальная форма», «Сонатная форма. Рондо», «Что такое оркестр». В нотном разделе публиковались песни разных народов: русские, монгольские, грузинские, еврейские, итальянские, неаполитанские, кельтские, коми, белорусские. С журналом сотрудничали видные музыканты и музыкальные критики: С.А. Бугославский, Р.М. Глиэр, Д.Р. Рогаль-Левицкий, М.В. Иванов-Борецкий и другие. Параллельно в Ленинграде издавался журнал «Музыка и быт», ориентированный на клубы и кружки, самодеятельные хоры и оркестры, а также на любителей музыки, занимающихся самообразованием, в котором также печатался М.М. Ипполитов-Иванов.
Идеи и начинания Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, касающиеся массового музыкального образования и просветительства, заслуживают особого внимания и изучения, так как послереволюционное время, в котором творил композитор в 20-30-е годы прошлого века, было эпохой постоянных перемен, реформ музыкального образования, поиска различных форм скорейшего достижения успеха, создания народных музыкальных школ, инструкторских курсов, Единого художественного рабфака. Массовое музыкальное образование зачастую носило экспериментальный характер, велись поиски оригинальных методов работы, пересматривалась сама система образования.
В этих процессах мудрое слово музыканта, его взгляд в будущее, идеи, которые прорастают и реализуются только сегодня, обладают особой ценностью, становятся весомым аргументом в продолжающихся процессах поиска и обновления, происходящих в культурном пространстве современной России.
Познакомиться с журналами «Музыка для всех» можно здесь (нажмите на изображение):


