Елена Владимировна Демченко
заместитель директора Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального округа Эгвекинот»
заместитель директора Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального округа Эгвекинот»
Детская школа искусств муниципального округа Эгвекинот находится в центре посёлка Эгвекинот, в Заливе Креста в Чукотском автономном округе. Посёлок окружают сопки и Берингово море. У нас довольно мягкий для Чукотки климат, комфортная инфраструктура, хорошее снабжение, и созданы все условия для спокойной современной жизни и работы. В период навигации, с июня по сентябрь, в порт заходят суда для разгрузки товаров и топлива, в остальное время транспортное обслуживание обеспечено авиационным сообщением, а зимний путь — вездеходами.

У школы есть два отделения в сёлах. Село Амгуэма находится от нас на расстоянии 90 км. В селе функционируют классы хореографии, аккордеона и отделение декоративно-прикладного творчества.
Более удалённое от нас село — Рыркайпий. Оно расположено прямо на побережье Чукотского моря, напротив мыса Шмидта.
Полное название учебного заведения, где мы работаем, — Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств муниципального округа Эгвекинот». Общее количество обучающихся — 207. В школе реализуются программы предпрофессионального образования в классах фортепиано, скрипки, гитары, баяна и аккордеона, флейты и саксофона, на отделении живописи и декоративно-прикладного творчества, хореографического искусства, всего обучаются 147 детей. В школе работает класс музыкального (вокального) исполнительства, есть отделение раннего эстетического развития для детей 5−6 лет, в отделениях сёл дети посещают классы аккордеона, фортепиано, отделение декоративно-прикладного творчества. В школе также реализуется обучение по общеразвивающим программам, всего по общеразвивающим программам обучаются 60 человек.

В школе искусств поселка Эгвекинот в 2024 году был произведен капитальный ремонт, осуществлённый в рамках федеральной программы «Культура». Все преподаватели обеспечены классами, отвечающими современным требованиям, музыкальными инструментами, методической и нотной литературой. В школе работает библиотека, есть концертный зал. Все преподаватели обеспечены учебной нагрузкой, школа работает в одну смену до 20:00.


В школе сложился замечательный педагогический коллектив, состоящий из молодых и талантливых преподавателей и их опытных коллег. Коллектив дружный, творческий и благожелательный.

Удалённость от городов материковой части страны не даёт возможности учащимся школы искусств посещать концерты, выставки, спектакли. Чтобы заполнить этот вакуум, преподавателями школы ведётся большая организационная и воспитательная работа.
За прошлый учебный год коллектив школы провёл и принял участие в 144 мероприятиях. Среди них: беседы, выставки, концерты, конкурсы, школьные, муниципальные праздники и концерты, встречи, игровые тренинги, постановка мюзикла, мастер-классы для учащихся и родителей, ярмарки, акции.

Уточняем, чтобы у коллег не создалось впечатление, что мы только и занимаемся, что «воспитываем» учащихся. В нашей школе из 207 учащихся 147 занимаются по предпрофессиональным программам. Учебный процесс в школе искусств организован в соответствии с принятыми учебными программами и планами, утверждёнными Министерством культуры Российской Федерации. Об этом говорит как высокий процент детей, принимающих участие в конкурсах различного уровня, так и высокий уровень их подготовки. Каждый год в округе проводятся заочные конкурсы в номинациях: «вокальный», «хоровой», «оркестровых инструментов», «народных инструментов», «фортепиано», а также очный конкурс «Юные дарования Чукотки», на который делегация школы вылетает в город Анадырь, и наши учащиеся принимают в нём очное участие. Номинации конкурса меняются, но неизменно наши воспитанники привозят дипломы лауреатов во всех номинациях.

Ограниченный слуховой опыт детей никак не способствует ни их культурному развитию, ни стремлению к образованию. Дети плохо и мало читают, мало путешествуют с познавательной целью, мало общаются со сверстниками из других регионов. А в школе искусств — звучат инвенции Баха и симфонии Бетховена, изучаются скульптуры Античности, натюрморты голландцев. Как соединить жёсткие требования учебной программы и воспитание интереса ребёнка к живой музыке, живописи, творчеству? Всему тому, что он должен воспринять и познать, получить собственный опыт, научиться делать своими руками.
Коллектив считает важным условием успеха соблюдение следующих принципов в организации образовательной, методической, просветительской и творческой деятельности:
- для изучения и освоения учебной программы использовать лучшие, но доступные по уровню сложности и пониманию детей произведения музыкально-педагогического репертуара различных жанров и направлений;
- выбирая произведения для изучения и исполнения, иметь в виду и ориентироваться на план воспитательной работы школы на текущий учебный год;
- соединять (интегрировать) музыку, живопись, кино, поэзию в один предмет для рассмотрения и изучения на уроках теории и музыкальной литературы;
- придавать большое значение изучению истории развития искусства в России, в том числе её малых народностей;
- максимально освещать и показывать результат работы учащихся и преподавателей на выставках, ярмарках, в концертах;
- ·максимально включать в учебный процесс беседы, видеосюжеты об истории, литературе, театре, кинематографе, архитектуре и проводить параллели с современностью, раскрывая связь искусства с жизнью.
Как создать такой цикл воспитательно-обучающих мероприятий, чтобы школа искусств стала центром культурной жизни поселка?
Можно сказать, что таланту и изобретательности преподавателей школы нет предела. Они постоянно ищут новые формы, темы для проведения воспитательных мероприятий. Здесь им на помощь приходит календарь юбилейных дат композиторов, художников, писателей и выдающихся актёров и исполнителей. В начале учебного года обсуждается и утверждается план учебно-воспитательной работы, под который преподаватели включают в индивидуальные планы учеников произведения, которые могут быть исполнены на мероприятиях, посвящённых творчеству выдающихся деятелей культуры.
Наличие в школе искусств инструменталистов, вокалистов, художников, хореографов открывает широкий спектр тем, форм и сценариев проведения различных мероприятий.
Если остановиться на работе отделений живописи и декоративно-прикладного искусства, то можно отметить большую роль проведения тематических выставок: пленэрные работы на тему природы Чукотки, рисунки ко Дню матери, новогодние и рождественские темы, темы Великой Отечественной войны и героев СВО. Юные художники и их преподаватели создают иллюстрации, копируют знаменитые сюжеты картин, портреты. В отделении села Амгуэма преподаватель Юлия Николаевна Кравченко проводит мастер-классы по изготовлению сувенирной продукции из разных материалов, а в отделении села Рыркайпий преподаватель Альбина Николаевна Фролова проводит мастер-классы по изготовлению сувениров, росписи пряников для отправки бойцам в зону СВО.

Событием в школе искусств стал вечер, посвящённый юбилею художника Ван Гога. Учащиеся преподавателя Ирины Маратовны Токсиной изучали жизнь, творчество художника, выбирали картины и делали копии. В результате — собрали очень интересную выставку, на которой авторы объясняли свой выбор картины и делились впечатлениями о процессе работы над ней.
Учащиеся отделения декоративно-прикладного творчества большое внимание уделяют изучению и сохранению традиций творчества малых народов Севера. Художественная обработка меха и кожи, изучение национальных орнаментов, традиций, иллюстрации чукотских сказок дают не только знания, но и способствуют повышению уровня мастерства, воспитывают любовь к истории и природе родного края.

Народные элементы включены и в учебно-творческий процесс хореографического отделения. В школе создан ансамбль «Уэлькаль», участники которого изучают и сохраняют традиции народных чукотских и эскимосских танцев. Ансамбль «Уэлькаль» под руководством преподавателя Анны Владимировны Чертоляс — неизменный участник концертов в селе Амгуэма, фестивалей и конкурсов традиционной культуры муниципального и окружного уровня.
В школе работает программа организации классных часов с преподавателями по специальности: каждый месяц проводятся беседы, виртуальные экскурсии в известные музеи, осуществляется знакомство с творчеством композиторов, известных исполнителей, театров, коллективов. На это выделено время в расписании школы в субботу — в течение 30 минут проходит классный час для всех учащихся по классам преподавателей и один раз в месяц — общешкольное мероприятие.
В школе проводятся циклы воспитательных мероприятий, связанных с юбилеями выдающихся деятелей культуры России.
В рамках Всероссийской акции «Во славу русского гения» к юбилею А.С. Пушкина и М.И. Глинки в школе было организованы общешкольное мероприятие и выставка иллюстраций. На этих мероприятиях были исполнены отрывки из сказок А.С. Пушкина, романсы на его стихи, звучала музыка М.И. Глинки. В школе в рамках всероссийской акции «Сказки русской музыки» было проведено мероприятие, посвящённое творчеству Н.А. Римского-Корсакова, приуроченное к 180-летию со дня рождения композитора. Оно включало виртуальное путешествие в мемориальную квартиру-музей в городе Санкт-Петербург, создание иллюстраций по декорациям и костюмам к опере Снегурочка, звучало много музыки о море, чудесах и, конечно же, прослушаны известные и любимые романсы. Такие мероприятия были организованы и к юбилеям Г. Свиридова, Д. Кабалевского, актёров Георгия Милляра (знаменитая Баба Яга в киносказках режиссера А. Роу), Леонида Быкова («В бой идут одни старики»), писателей Николая Носова, Виктора Драгунского, Сергея Михалкова.

Часть музыкального материала представлена в записи, часть — исполняют преподаватели или учащиеся. Материалы по истории, музыковедению готовят преподаватели теоретических предметов. Таким образом формируется мероприятие, в подготовке и проведении которого задействовано большое количество людей. Для детей — это новые знания в области музыки, живописи, литературы, театра, кино. Это вдохновляет на поиск новых знаний и впечатлений в области культуры, и конечно, на плодотворные занятия искусством в стенах школы искусств. Учащиеся и родители полюбили такую форму взаимодействия и с нетерпением ждут новых встреч с искусством в таком формате.

Данная работа преподавателей направлена на то, чтобы школа искусств стала не просто источником музыкального образования детей по различным специальностям, но и культурным центром для семейного досуга и творчества, центром сохранения и приумножения культурного достояния нашей Родины.

Примером такой деятельности может служить работа преподавателей отделения школы искусств в селе Рыркайпий — Галины Вячеславовны Бабенко и Альбины Николаевны Фроловой. В школе искусств ребята осваивают игру на музыкальных инструментах, занимаются в ансамбле ложкарей, поют в хоре, изучают декоративно-прикладное искусство. В этом году силами преподавателей, учащихся и родителей поставлен мюзикл «Муха-Цокотуха». Декорации, костюмы, роли, музыкальный материал, постановка — всё это делали сообща, с нетерпением ждали премьеру, на которую собрались жители села.

Концерты, выставки, игровые программы, соревнования, совместное изготовление подарков, открыток для участников СВО — всё это делает школу искусств центром культурного притяжения для детей, большая часть времени для которых — суровая полярная ночь и морозы.
В марте месяце в школе проходит «Марафон ансамблей». В марафоне участвуют все учащиеся музыкального отделения, которые осваивают предмет ансамблевое исполнение. В мероприятии представлено коллективное музицирование в разных составах: ансамбли с преподавателями, оркестры, хоры, смешанные ансамбли. В концертной программе принимают участие семейные ансамбли. Это очень интересная и полезная форма работы для детей и преподавателей. Такой вид занятий даёт детям возможность свободно и с удовольствием музицировать, открывать для себя новые звучания, меньше волноваться и расти в качестве исполнителей. Преподаватели школы сами много музицируют, ведут активную концертную работу в ансамблях с детьми и с коллегами. Такая форма работы напоминает, что преподаватели — в первую очередь музыканты, исполнители.

И отдельным направлением работы школы необходимо выделить патриотическое воспитание детей. Взрослые — педагоги школы — на собственном примере учат подрастающее поколение чтить и любить свою Родину. Поэтому, ко всем мероприятиям, формирующим чувство патриотизма, у преподавателей школы особое отношение. В этом процессе можно выделить конкурс рисунков и плакатов, посвящённый подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Это масштабное мероприятие, в котором были приняты к рассмотрению более 100 работ из разных сел Иультинского района. Рисунки разные, выполненные детьми в различной технике и разной степени мастерства, но дорог каждый из них. Это — живая память поколений.

Преподаватели школы проводят большую работу — беседы, чтение отрывков из книг, стихов, просмотр фильмов о войне, встречи с участниками СВО, — всё это для того, чтобы дети, приступив к работе, знали, понимали и ощущали свою причастность к истории Родины. В этом году в школе провели вечер памяти участников Великой Отечественной войны «Наши семейные книги памяти», организованный в рамках Всероссийской акции, инициированной Российским движением детей и молодёжи «Движение первых».

На вечере ребята смотрели хронику начала войны под музыку Д. Шостаковича, рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, воспоминаниями поделились и преподаватели о родителях и дедушках, о трудных дорогах войны ветеранов, и о том, какими они остались в памяти потомков. В год Защитника Отечества учащиеся всех музыкальных отделений готовили песни военных лет: «Катюша», «Три танкиста», «Случайный вальс», «В землянке», «В лесу прифронтовом» и др. Учащиеся и преподаватели исполняли не только песни, но и обработки для фортепиано, саксофона, ансамбля гитаристов, баянистов, флейтистов.

Этот музыкальный материал лёг в основу отчетного концерта, который был посвящён празднику Победы. Такое каждодневное внимание, труд преподавателей, родителей и детей дают надежду, что история великих побед прорастёт в сердцах наших учеников любовью к Родине и стремлением сохранить и приумножить её достояние.