Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
×
Методический ресурс

Лаборатория арт-медиации: самоосвобождение через самовыражение

Ренат Муканович Шибаев
композитор, музыковед,
преподаватель кафедры «Музыковедение и композиция»
ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова

В марте 2025 года в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа на базе Детской школы искусств прошла Лаборатория арт-медиации. Предлагаем вашему вниманию заметку о Лаборатории в сочетании с небольшими интервью с её организаторами, педагогами и впечатлениями участников.

Часто кто-либо из нас испытывал волнение, страх перед публичным выступлением или во время него? Знакомо ли Вам чувство сомнения в своих силах и возможностях, в правильности выбранного решения творческой задачи, возникающих в самом начале работы над новым проектом? Эти и многие схожие эмоциональные состояния, пусть и мимолётно, переживали и переживают буквально все творческие люди – от учащихся музыкальных школ до знаменитых и опытных музыкантов. Так, об эпизодических сложностях и стрессе от публичных выступлений признавались великие Леопольд Годовский, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер (который с определённого момента стал играть только по нотам) и многие другие музыканты. Сценическое волнение и боязнь сцены порождали как личные драмы (пример тому - история героя фильма «Кода» 2019 года), так и курьёзные ситуации (вспомним знаменитую историю литературоведа Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде»). Творческие муки и сомнения, в свою очередь, побуждали композиторов создавать многочисленные эскизы, а художников, писателей и поэтов – бесконечные наброски в поисках того самого – главного, идеального варианта решения.
Эти и схожие с ними проблемы понимают организаторы творческой площадки под названием «Лаборатория арт-медиации», которая прошла с 10 по 16 марта 2025 года в городе Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. Учредителями проекта стали компания «Газпром нефть» (Программа социальных инвестиций «Родные города»), а также Международный благотворительный Фонд Юрия Розума. Обеспечили работу Лаборатории педагоги-кураторы: режиссёр, арт-медиатор, международный эксперт в области публичных выступлений, посол программы «Родные города» Анна Зуммер и музыковед, главный редактор журнала «Музыкальная академия», эксперт и лектор Московской государственной академический филармонии Ярослав Тимофеев. Участниками мартовской Лаборатории 2025 года стали 10 педагогов из Ноябрьска, Муравленко и посёлка Ханымей ЯНАО.
г. Муравленко, 2025. Организаторы и кураторы «Лаборатории арт-медиации» с участниками и гостями. В центре – Ярослав Тимофеев, Анна Зуммер (с букетом цветов).
Лаборатория представляла собой ряд групповых и индивидуальных тренингов, направленных на эмоциональное раскрепощение участников. Тренинги сменялись групповыми занятиями по теории и истории музыки и индивидуальными занятиями по композиции и импровизации. Итогом семидневного совместного труда учащихся и кураторов стали: аудиозапись и концертное исполнение музыкальных произведений, созданных в рамках Лаборатории, итоговая совместная импровизация, а также демонстрация между концертными номерами групповых практик на эмоциональное раскрепощение.
Сотрудничество инициаторов создания подобной новаторской образовательной площадки имеет давнюю предысторию. Их знакомство произошло в 2016 году в Сербии на фестивале классической музыки Эмира Кустурицы, где знаменитый российский пианист Юрий Розум и представители компании «Газпром нефть» нашли точки соприкосновения в понимании необходимости создания образовательных площадок для отдалённых регионов Российской Федерации. Так зародился совместный проект – «Музыкальная мастерская Юрия Розума», внутри которой с 2017 года стали проводиться мастер-классы отдельных преподавателей, а с ноября 2022 года – Лаборатории арт-медиации. Участниками Лабораторий стали учащиеся музыкальных школ и школ искусств, делающие первые шаги в сочинении музыки или никогда прежде не сочинявшие, но желающие этому научиться, стремящиеся преодолеть страх «первого шага» и «белого холста». За три года было проведено девять Лабораторий. В течение этих трёх лет учащимися Лаборатории были исключительно дети, а её география включала в себя города Омск, Оренбург, Ханты-Мансийск, Ноябрьск и ряд других населённых пунктов. Три Лаборатории прошли в гостеприимном городе Муравленко, администрация детской школы искусств которого прониклась идеей разностороннего творческого раскрепощения детей в рамках Лаборатории и любезно предоставила аудитории и концертный зал для её проведения. После неоднократных вопросов со стороны школьных преподавателей участников Лабораторий о содержании и методиках занятий детей с их кураторами, а также восторженных отзывов после небольших тренингов для самих педагогов, организаторы решили провести арт-лабораторию специально для преподавателей. Так родилась концепция Лаборатории 2025 года. Опыт участия в ней педагогов в качестве учащихся стал для них возможностью разносторонне дать волю своему «внутреннему ребёнку», по-своему отвлечься от повседневной суеты взрослой жизни и хоть ненадолго вновь почувствовать себя в роли детей.
г. Муравленко, 2025. Куратор, режиссёр и арт-медиатор Анна Зуммер (вторая справа) и участники Лаборатории Малек и Виктория Фаттаховы, Сергей Банков (слева), Анастасия Пазина (справа)
Идейными основателями Лаборатории стали: руководитель культурных проектов программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» Анна Лопер и режиссёр, арт-медиатор Анна Зуммер. Однажды, в результате их совместного мозгового штурма родилась идея соединения в одном образовательном проекте двух методических подходов, направленных на эмоциональное раскрепощение учащихся, и как его результат – их погружение в творчество.
Анна Лопер:
Прототипов нашей Лаборатории нет, можно сказать, что это ноу-хау. Началось всё с понимания того, что многие дети, которые учатся в музыкальных школах, зачастую очень скованно чувствуют себя на сцене. Это сильно мешает им проявить весь спектр своих талантов не только на школьных концертах и экзаменах, но и на крупных творческих конкурсах. Мы с Анной Зуммер, с которой были уже хорошо знакомы, провели мозговой штурм по поиску разных способов, с помощью которых можно помочь детям эмоционально раскрепоститься. Анна к этому времени уже много лет работала с детьми, проводила тренинги как для детей, так и для взрослых, и у неё уже был хороший набор упражнений для того, чтобы эмоционально раскрепощать аудиторию.
Позже к разработке проекта присоединился известный музыковед Ярослав Тимофеев, который до начала работы в Лаборатории не имел опыта занятий композицией с детьми, но имел широкую профессиональную базу и богатый опыт публичных выступлений в качестве лектора.
Анна Лопер:
Мы искали разные форматы Лаборатории, хотели расширить ее программу и по счастливому стечению обстоятельств познакомились с Ярославом Тимофеевым. Сначала думали привлечь Ярослава на занятия композицией, но потом, когда узнали про его невероятно интересные лекции, доступные для широкой аудитории - не только для музыкантов, мы поняли, что программу Лаборатории необходимо расширять. Оказалось, что Ярослав очень хорошо умеет простым языком рассказывать довольно сложные вещи. И у Анны с Ярославом сложился довольно гармоничный тандем, когда Ярослав занимается с детьми музыкой – теорией и практикой, а Аня - развитием творческого воображения, раскрепощением, учит их свободно чувствовать себя на сцене, и всё это в комплексе даёт тот эффект, который мы хотели получить.
г. Муравленко, 2025. Куратор, музыковед Ярослав Тимофеев на индивидуальном занятии по композиции и импровизации с участником Лаборатории Ильей Какшиным
Свою творческую площадку педагоги-кураторы назвали Лабораторией арт-медиации. Термин «медиация» (от латинского глагола mediare – посредничать) всё шире и шире проникает в наше образовательное сообщество, т.к. наиболее точно отражает некоторые тенденции и запросы в современном обществе по отношению к посреднической, а не подавляющей, доминирующей роли педагога в образовательном процессе, особенно в творческом. В другой, не педагогической сфере под медиацией подразумевают внесудебный способ урегулирования споров и конфликтов двух сторон при наличии третьей стороны – посредника/медиатора между ними. В обеих сферах медиирование/посредничество – это снятие конфликта между чем-то внутренним и чем-то внешним. В педагогике – это как правило конфликт между психологическими проблемами учащихся и поставленными перед ними учебными (в т.ч. творческими) задачами, требующими от ученика определённых избегаемых или неприемлемых в обычной жизни действий – раздражителей этого внутреннего конфликта. Например, ученикам необходимо выучить и актёрски обыграть определённую роль в спектакле, а у них, помимо желания справиться с этой задачей, подспудно присутствует неприятие своей внешности и боязнь осуждения, выражающиеся через страх публичных выступлений и как итог – проявляющиеся в том числе в физических зажимах в открытом и публичном пространствах. Педагогу-медиатору в подобных случаях необходимо найти и применить инструменты переключения фокуса внимания ученика с внутренних проблем на внешние действия и посредством этого переключения добиться снятия или ослабления эмоционально-физиологического зажима. Усиливают эффект воздействия подобных практик, с одной стороны, набор положительных эмоций и позитивной оценки результатов действий учеников в ходе практики, одобрение педагога в процессе выполнения тренингов, с другой стороны – возникающая у учащихся эмпатия к схожим трудностям партнёров по тренингу, что формирует или усиливает между его участниками сплочённость, доверие, чувство коллективной сопричастности к решению общей задачи.
Элементы медиации задолго до появления самого термина и оформления концепции проявились в разных педагогических системах. Медиирование есть и в отечественных системах развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, системе проблемного обучения Л.В. Занкова, можно его найти и в методиках зарубежной Вальдорфской педагогической системы и методических взглядах её идеолога Р. Штайнера и т.д. У педагогов Лаборатории есть своё, индивидуальное понимание медиации, медиатора и процесса медиирования.
Анна Зумер:
Медиация изначально понималась нами как взаимодействие личности с внешней средой через искусство и самопознание. Поэтому это действие и получило название «арт-медиация». Можно понимать термин «медиация» и в таком значении, что медиатор — это некий проводник между сегодняшним состоянием личности ученика и ее эмоционально-психологическим опытом. Ты становишься не педагогом, в привычном смысле этого слова, который пришёл поучать и от тебя что-то требовать, — процесс всегда идёт от самих участников, от их эмоционального отклика, а задача медиаторов — создать условия и организовать сам процесс, в котором нет заранее установленных правил, нет навязывания каких-то идей и знаний, которые мы должны в детей обязательно вложить. Наша задача — создание атмосферы и условий для того, чтобы ребенок был готов к творческому процессу, был свободен и раскрепощён. В рамках этой задачи возникла идея соединить психофизиологический тренинг и процесс сочинения музыки. Мы должны были найти формат, при котором у детей появится необходимый творческий импульс для ее написания. Нужна была смысловая основа, от которой дети смогут оттолкнуться, и она должна быть связана с их внутренним миром, переживаниями, темами, которые их волнуют. Нужно было придумать форму взаимодействия между внутренним состоянием ученика и внешней средой. Самая первая Лаборатория была организована в Омске. Я спросила у детей о местах в их родном городе, которые для них имеют важное значение. В первый день Лаборатории мы с детьми посетили все эти места и проводили в них наши практики. Это была такая форма медиации, когда мы знакомимся и соприкасаемся с объектами городской среды, переводя затем переживания от их посещения в конкретное действие — написание музыки на соответствующую, рождённую этим переживанием тему
Работа с эмоциональными и физиологическими блоками в рамках Лаборатории происходит на групповых занятиях с Анной Зуммер. Инструментом эмоционального раскрепощения стали преимущественно упражнения из актёрских практик и тренингов публичных выступлений, многократно апробированные Анной на детях и взрослых, частично видоизменённые, частично созданные ею самой.
Анна Зуммер:
Когда мы с Анной Лопер обсуждали формат Лаборатории и я предлагала такую форму ее проведения, у меня, на самом деле, было на что опереться. В театральном мире есть огромное количество примеров, когда к труппе артистов приезжает либо драматург, либо режиссёр, и за короткое количество времени (дней за пять) они совместно с труппой работают над материалом новой пьесы, т.е. осуществляется, условно говоря, лабораторная работа, а в итоге получаются мини-показы. По сути – у нас происходит то же самое.
г. Омск, 2024. Импровизация в дружеской обстановке
В тренингах Лаборатории 2025 года по-своему прорабатывалась пара «эмоциональный/физический зажим», поскольку довольно часто эмоциональные блоки порождают как минимум физические, телесные зажимы, как максимум – запускают «ложные» заболевания (закон психосоматики). И дети, и взрослые по-разному, но в целом схоже боятся быть осуждёнными или осмеянными за свои неудачи (страх ошибки) или даже за свой внешний вид (страх осуждения), боятся критики, стесняются или боятся неприемлемого для них физического контакта (прикосновения, рукопожатие и т.п.), боятся выглядеть смешно или глупо (например, при извлечении громких звуков или неуклюжем движении) и уж тем более – боятся или стесняются прямого и длительного зрительного контакта с людьми. Поэтому во многих упражнениях и тренингах Лаборатории эти «фобии» присутствуют как телесные инструменты для проработки и ослабления эмоционального зажима. После бóльших или меньших сомнений в совершаемых на тренингах действиях, возникающих ноток страха или стыда, постепенно выключается негативная рефлексия относительно физических действий за счёт присутствия игрового аспекта практик, и через стихийное погружение в общую атмосферу тренинга высвобождаются те или иные накопленные и подавленные эмоции (через крик, поначалу неконтролируемый смех, неожиданные слёзы и т.п.). Как итог – достижение некоего внутреннего эмоционального катарсиса, эмоциональной разрядки, после которой по-другому участники Лаборатории начинают воспринимать себя и некоторые свои внутренние блоки.
Пример: Упражнение «Ходьба со стаканом» на проработку боязни ошибки. Учащиеся под музыку двигаются по залу в свободной траектории с пустым бумажным стаканом на голове в трёх темпах – медленно, средне или быстро (куратор произнесением цифр от 1 до 3 «включает» тот или иной темп). Первоначально у участников практики может срабатывать страх ошибки или чувство стыда в случае того, если стакан упадёт. Однако, рано или поздно стакан падает у каждого (коллективная сопричастность к проблеме), и участники тренинга начинают понимать и главное – чувствовать, что ошибка как таковая (стакан на голове – это лишь её символ) – это не приговор, не личный крест, а общее, распространённое явление, и что сильнее не тот, кто не ошибается вовсе, а тот, кто ошибался, преодолел в себе страх ошибок, эмоционально собрался и продолжил те или иные необходимые действия дальше. Далее можно усложнить упражнение небольшим добавлением в стакан воды. В итоге – в зале стоит позитивная атмосфера, фейерверк радостных, приподнятых эмоций, отсутствуют негатив, слёзы и т.п., участники тренинга смещают фокус внимания с того, чтобы стакан не упал, на удовольствие от самого процесса передвижения по залу с разной скоростью.
г. Муравленко, 2025. Фрагмент упражнения «Зеркало» (фото с заключительного концерта-перформанса)
Во многих тренингах задействованы разные физиологические формы действия – моторика, движение, физический аспект – пространство, психологические составляющие – контакт, психоинтеллектуальные – трансляция идей, эмоций средствами пластики, речи, мимики и т.п. В какой-то момент у участников тренинга выключаются психоэмоциональные блоки и происходит индивидуальное и коллективное погружение в сам процесс практики. Кому-то нужно больше времени для этого, кому-то меньше – всё индивидуально, но результат схож у всех – каждый преодолел в себе определённые внутренние барьеры и трудности для совершения внешнего действия.
Анна Лопер:
В наших лабораториях важна глобальная роль Анны Зумер как медиатора, потому что Ярослав занимается с детьми музыкой, композицией, импровизацией, но Аня создаёт такую основу, чтобы, приходя к Ярославу, дети или взрослые были уже раскрепощены, были уже готовы к творчеству. Аня занимается с ними упражнениями, тренингами, развивает их творческое воображение, они эмоционально раскрываются на этих занятиях, и когда они идут к Ярославу, они уже готовы творить.
г. Муравленко, 2025. Куратор, музыковед Ярослав Тимофеев на индивидуальном занятии по композиции и импровизации с участницей Лаборатории Марией Васильевой
После коллективных психоэмоциональных тренингов участники Лаборатории индивидуально занимаются композицией и импровизацией с Ярославом Тимофеевым. При этом, пережитый ими на тренингах опыт исподволь способствует более открытому погружению в творческий процесс сочинения музыки, нежели это было бы напрямую, без предварительного эмоционального «разогрева».
Ярослав Тимофеев:
Организаторы Лаборатории сразу поняли, что нужно двигаться к цели с двух сторон. Занятия музыкой для детей из ДМШ – это уже нечто привычное, порой даже будничное, а Анна даёт им материал, который для большинства абсолютно нов, – такой подход не распространён в общеобразовательных и музыкальных школах. Она работает над раскрепощением психики и преодолением физиологических зажимов. И когда дети переходят из моего музыкального класса, где я их тоже «приучаю» к свободе, в класс Анны, где тело эту свободу обретает, и там возникает ответная искра. При этом мы сохраняем достаточную автономность, не вмешиваемся в работу друг друга, но обсуждаем процесс, встречаемся и вдвоём, и с детьми. Анна обычно готовит актёрские показы на основе музыкальных пьес, т.е. говорит ребёнку: «Про что ты пишешь, зачем ты пишешь? Давай придумаем рассказ на эту тему», поэтому в итоге у нас всё оказывается взаимосвязано.
г. Муравленко, 2023. Куратор, музыковед Ярослав Тимофеев на индивидуальном занятии по композиции и импровизации с участницей Лаборатории.
По словам Ярослава, и с детьми, и со взрослыми на индивидуальных занятиях бывают споры и дискуссии, учащиеся иногда оставляют свои варианты решения, оттачивая таким образом уверенность в своей творческой позиции. Педагог, при этом, старается сохранять стилистическую индивидуальность музыкального языка каждого ученика, вложив в его опыт элементы композиционных техник, т.е. первичные профессиональные навыки.
Ярослав Тимофеев:
Первую Лабораторию я делал в значительной степени на ощупь, но оказалось, что формат, найденный тогда, остался актуальным до сих пор. После первой Лаборатории я ничего существенно не менял в своём алгоритме действий. Я провожу индивидуальные занятия с детьми. Сначала их было восемь, потом сократили число учеников до шести, чтобы успевать по-настоящему работать с каждым. Я сам во время первой Лаборатории не до конца верил, что удастся написать сочинение с каждым, причём за неделю. Но удалось. И с тех пор не было ни одного случая, чтобы какой-нибудь ученик не написал пьесу к финалу Лаборатории, хотя подавляющее большинство из них на первом же уроке признавалось, что никогда в жизни ничего не сочиняли и даже не планировали. Пафос нашей Лаборатории заключается отчасти в том, что мы, как спартанцы, бросаем детей в воду: «кто выплывет, тот выплывет», но «выплывают» при этом все.
Важным дополнением к индивидуальным занятиям по композиции становятся групповые занятия по теории и истории музыки. В Лаборатории 2025 года их было четыре – три по теории, посвящённые эволюции в европейской музыке трёх важнейших элементов музыкального языка – ритма, гармонии и мелодии, и одно финальное занятие, посвящённое краткой истории наиболее новаторских направлений в музыке ХХ века.
Ярослав Тимофеев:
Что касается коллективных занятий – их со временем становится больше, сначала было 2-2,5 лекции, сейчас - уже 4, но суть та же, со взрослыми я работал так же, как с детьми, – кратко рассказывал про теорию музыки и про искусство ХХ века.
г. Муравленко, 2023. Куратор, музыковед Ярослав Тимофеев с участницами Лаборатории на репетиции к концерту-перформансу
Венчает Лабораторию итоговый показ сочинений в форме концерта-перформанса. На предыдущих Лабораториях с детьми - это были актёрские работы плюс исполнение произведений. Со взрослыми, в Лаборатории 2025 года – проведение ее участниками небольших тренингов со слушателями из зала, чередующихся с исполнением произведений и завершающихся общей импровизацией большинства участников. Как точно подметил её цель Ярослав – «для удовольствия». Это финальное мероприятие даёт итоговую релаксацию – состояние удовлетворения от результатов проделанного творческого и эмоционально-психологического труда.
Ярослав Тимофеев:
Мы постепенно нашли, во многом с подачи Анны Зуммер, формат финального перформанса. Последние года два это всегда было так: ребёнок читает либо текст собственного сочинения, либо что-то готовое и актёрски его проживает, после чего играет свою музыкальную пьесу. И всё это выстроено в единый спектакль. В таком формате проявляются взаимосвязи между работой с телом, психологией и музыкой.
г. Омск, 2024. В сотворчестве детей и взрослых рождается музыка
С первых Лабораторий их кураторы и организаторы получали положительную и восторженную реакцию детей на полученный ими эмоциональный и творческий опыт. К концу Лаборатории дети становились сплочённее между собой, буквально «заражались» стремлением сочинять, импровизировать, творчески самовыражаться через создание текстов, историй, актёрскую игру.
Ярослав Тимофеев:
Впечатления участников после первой Лаборатории были восторженные, потому что у нас с самого начала образовалась «эмоциональная воронка»: дети затягивались в этот процесс, стремились постоянно проводить время со всей командой, соперничать друг с другом, устанавливать контакт с педагогом. Очень часто бывало, что ребёнок поджидал нас на выходе из зала или школы, чтобы задать ещё один личный вопрос; некоторые писали в WhatsApp. Эта «воронка» – и есть атмосфера полной вовлечённости в творчество, она создаёт нужный кумулятивный эффект. Для меня это главное в Лаборатории.
г. Муравленко, 2025. Восторженные взгляды зрителей концерта-перформанса
Изначально педагоги по-разному реагировали на успех и восторг своих учеников, чаще недоумевали, поскольку подавляющий процент преподавателей любого звена образования, по нашим наблюдениям, – консерваторы в ограничивающем смысле этого слова, люди наработанной годами «привычки». Но были и такие преподаватели, которые проявляли интерес и любопытство.
Анна Зуммер:
Было на самом деле по-разному. В начале мы чаще встречали реакцию непонимания того, что тут происходит, либо равнодушную реакцию. От того, что мы задействовали детей на фоне их занятости концертами, конкурсами и т.д., педагоги нервничали. Поэтому, сама собой появилась задача сделать для педагогов в рамках Лаборатории мастер-классы. Для этого выделялось отдельное время, Ярослав читал лекции, которые отлично принимались, а когда очередь доходила до меня – я сначала не шла в тренинг, пыталась объяснить педагогам, что происходит у нас с детьми на Лаборатории, и педагоги этого всего не понимали, а потом я осознала, что раз они не понимают то, что мы делаем, – надо с ними самими погружаться в практику, и постепенно мы начали проводить небольшие тренинги для педагогов. В первый раз это было организовано в Муравленко в прошлом году, и педагоги после двух часов тренингов говорили: «Мы хотим ещё, это невероятно, это здорово!». Мы стали исходить из того, что раз есть запрос и интерес, то нужно педагогам передавать саму нашу методику, нужно сделать Лабораторию для них, потому что поняли, что они сами должны быть погружены в процесс, они сами хотят понять, что мы такое делаем семь дней с их детьми, после чего получается такой эмоциональный и практический эффект их объединения между собой, раскрепощения, вовлечения в творчество и раскрытие их возможностей.
г. Муравленко, 2025. Участники и слушатели концерта-перформанса с Анной Лопер (справа) и автором статьи Р.М. Шибаевым
Таким образом, все пути привели организаторов и кураторов к проведению Лаборатории для взрослых – преподавателей детских музыкальных школ. Преодолевая каждый свои блоки, барьеры и трудности, как опытные, так и начинающие педагоги, а в свободное от педагогики время – музыканты-исполнители, погрузились в новую, преимущественно непривычную для себя практику, а также почувствовали себя в роли композиторов. Об их реакциях и переживаниях, сложностях, с которыми им пришлось столкнуться, и достижениях лучше всего говорят их собственные слова:
Артур Будагян:
Участие в Арт-лаборатории Юрия Розума стало для меня незабываемым опытом! Это уникальный проект, где творчество, профессионализм и вдохновение сливаются воедино. Особенно ценным для меня стала работа с наставниками — Анной Зуммер и Ярославом Тимофеевым. Анна, с её тонким чувством юмора и вниманием к деталям и Ярослав, чьи глубокие знания и современный подход к композиции помогли мне раскрыть свой потенциал. Атмосфера в мастерской была потрясающей: тёплая, поддерживающая, заряжённая энергией созидания. Каждый день дарил новые идеи, а финалом этой недели стало моё первое собственное сочинение для фортепиано.
Ирина Решетникова:
Выражаю благодарность всем организаторам и участникам Лаборатории. Мне понравились и дружелюбная атмосфера, и насыщенная программа курса. Я вспомнила, что могу сочинять, только мне нужно больше времени... Погружаться в творчество нужно без остатка. Есть только звук, и пусть весь мир подождёт, пока "Тристан-аккорд" автора не разрешится...».
Сергей Банков:
Неделю работы в творческой Лаборатории Ю. Розума с наставниками Ярославом Тимофеевым и Анной Зуммер можно назвать праздником. Я получил огромный заряд, который не только вдохновил меня на более плодотворную работу с детьми, но и активизировал мои творческие силы. С нетерпением жду новых встреч.
Анастасия Пазина:
«Музыкальная мастерская Юрия Розума» - это место, помогающее раскрыть в себе скрытые способности, вобрать в себя новый мир, который в дальнейшем можно передать детям. Лично для меня эта арт-лаборатория стала местом, где возможно абсолютно всё. Работа с Анной Зуммер помогла мне найти тайные ниточки к своему «внутреннему ребёнку». Благодаря её тренингам я смогла стать более открытой и смелой. Теперь свой опыт я передаю детям. А уроки композиции с Ярославом Тимофеевым подарили мне новый способ передавать музыку своей души в мир, бороться со страхами и никогда не сдаваться. Я благодарна за этот шанс поучаствовать в Лаборатории «Музыкальной мастерской Юрия Розума», за эту возможность познакомиться с новыми людьми, обрести новых друзей и открыть для себя мир музыки по-новому.
Мария Васильева:
Участие в Лаборатории стало для меня незабываемым подарком! Каждый день был полон новых впечатлений, открытий, инсайтов. Занятия с Анной позволили мне взглянуть внутрь себя, раскрыть какие-то новые грани своей личности и погрузиться в процесс творчества максимально. Ярослав прочитал для нас несколько уникальных, очень ёмких и содержательных лекций, благодаря которым я смогла упорядочить знания в своей голове, разложить всё "по полочкам". Ярким финалом Лаборатории стало сочинение пьесы и выступление на перформансе. Как итог – я получила мощный толчок к тому, чтобы идти дальше по своему творческому пути и надеюсь, что всё еще впереди!
Малек и Виктория Фаттаховы:
Творческая Лаборатория арт-медиации запомнилась нам ярким знаменательным событием, оставившим глубокий след в наших сердцах. В течение недели мы изучали теорию и историю музыки, посещали занятия по музыкальной композиции и импровизации, тренинги по публичным выступлениям. Мы постоянно находились в идейном вихре знаний, открытий, потоке творческого искания, выходили за рамки привычных обучающих стандартов. Лаборатория – это проект, в котором можно смело экспериментировать, искать себя и раскрывать свой творческий потенциал.

Наши кураторы – Ярослав Тимофеев и Анна Зуммер – не только замечательные люди, но и большие профессионалы, мастера своего дела.

Мы благодарим их за бесценный опыт, а также новые открытия и возможности для реализации своих творческих и педагогических навыков, которые мы с большим удовольствием будет передавать нашим ученикам.
г. Муравленко, 2025. Участники Лаборатории: Артур Будагян, Анастасия Пазина, Мария Васильева, Виктория Фаттахова
В чём же кроется чудотворный «эффект» соединения психофизиологических и творческих практик в рамках Лаборатории арт-медиации? Как версию, выдвину глубинную, подчас скрытую от поверхностного взгляда терапевтическую составляющую как актёрских практик, так и любого творческого самовыражения. Терапевтическая составляющая сближает подход, исповедуемый кураторами Лаборатории, с одной стороны, с феноменом арт-терапии, с другой стороны, такого более узкого её направления как телесно-ориентированная терапия. Оба направления активно используют приёмы актёрского мастерства как средство эмоционального самовыражения, а также, в случае с телесно-ориентированной терапией – физиологию, телесность как инструмент к «доставанию» спрятанных в глубине психики человека пугающих его эмоций. Оба направления используют погружение в творчество как средство эмоционального самоосвобождения. И оба же направления приводят через все схожие между собой методы проработки внутренних зажимов к финальному эмоциональному катарсису, ощущению освобождения. Эта смысловая и технологическая общность с психологией и психотерапией, как и наблюдаемый результат эмоционального развития и раскрытия всех участников Лаборатории (ведь, сочинение музыки это лишь действие, а какое психологическое значение оно имеет для них?) за несколько дней, подчёркивает большие перспективы как теоретической и методической разработки таких симбиотических образовательных проектов как Лаборатория арт-медиации, так и практического их освоения и распространения. Перспективность своего подхода понимают и сами кураторы Лаборатории, определяя необходимость расширения географического «горизонта событий» своего проекта и формирование поколения педагогов, усвоивших и развивающих данное направление в отечественной арт-педагогике. Это даёт надежды на появление новых, аналогичных Лабораторий, а также расширение обучающего спектра в имеющейся Лаборатории, возможно, с запараллеливанием (без смешивания) обучения детей и взрослых.
Анна Зуммер:
Уже есть результаты нынешней Лаборатории, и я вижу потенциал педагогов, некоторые из которых могли бы брать на себя инициативу делать нечто подобное, и, может быть, следующим этапом нашего развития будет рекомендация дать им задачу провести подобную Лабораторию в своих городах. Мне кажется, что нужно идти дальше и глубже, что нельзя оставлять всё так, как есть. Мы, конечно же, не можем объять необъятное: детей много, школ много, городов много. Но есть возможность научить педагогов воспитать такое поколение своих коллег, которые так же смогут генерировать подобные идеи и в таком же или схожем формате взаимодействовать с ребятами.
г. Муравленко, 2025. Благодарные аплодисменты зрителей концерта-перформанса
методический ресурс. Выпуск 2 (4) '2025