Виолетта Юрьевна Вансович
начальник Отдела по связям с общественностью ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
Оперная студия Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова — молодой, но очень быстро набирающий популярность творческий коллектив. На его счету уже целый ряд успешных постановок классических и современных опер с участием выпускников и студентов института, а также солистов ведущих музыкальных театров столицы.
Инициатором создания студии стал и. о. ректора Ипполитовки, президент фонда «Русское исполнительское искусство», заслуженный деятель искусств России, профессор Валерий Иосифович Ворона. Ее деятельность началась с совместных постановок ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова и ГИТИСа, одной из которых был спектакль 2013-го года по опере А.С. Даргомыжского «Каменный гость» (к 200-летию композитора), а второй – мировая премьера оперы М.П. Мусоргского – М.М. Ипполитова-Иванова «Женитьба», с большим успехом прошедшая в Московском международном Доме музыки в 2014 году. Как известно, Мусоргский написал лишь первый акт оперы на прозаический текст Гоголя, но в 1931 году Ипполитов-Иванов дописал для «Радиотеатра» второй акт комедии и сделал оркестровку всего произведения. Постановка прозвучала по радио, имела большой резонанс, но с тех пор не возобновлялась. Забытую партитуру удалось найти в архивах Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки и представить публике в рамках уникального сотрудничества Ипполитовки и ГИТИСа.
Новый виток деятельности студии связан с осуществлением масштабного проекта «Возрождение оперы М.М. Ипполитова-Иванова „Ася“», вернувшего слушателям после столетнего перерыва лирическую оперу по одноименной повести И.С. Тургенева.
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 – 1935) – композитор, дирижер, педагог, этнограф, крупный общественный деятель, народный артист Республики (1922), профессор и первый выборный ректор Московской консерватории, сыграл большую роль в истории отечественной музыкальной культуры и был одним из создателей и реформаторов современной системы российского музыкального образования. Однако подлинный масштаб личности и значение деятельности Ипполитова-Иванова начали осознаваться лишь в последние годы. Его обширное творческое наследие, оказавшееся в тени в советское время, сегодня нуждается в серьезном изучении и возрождении. Возвращение композиторского наследия Ипполитова-Иванова в концертную жизнь является одной из приоритетных задач в деятельности музыкально-педагогического института, носящего его имя.
Опера «Ася», поставленная впервые в 1900 году Московской частной оперой на сцене Театра Солодовникова (нынешнего Московского театра оперетты) под управлением самого автора, по праву заняла особое место как в творчестве композитора, так и в истории музыки предреволюционной России. В главных партиях блистали ведущие певцы того времени Е. Цветкова и А. Шубин, а декорации были созданы великим русским художником Михаилом Врубелем. Однако в послереволюционные годы опера практически не звучала.

Концертное исполнение оперы «Ася», состоявшееся 6 июня 2022 года в Большом зале Московской консерватории под управлением народного артиста СССР, заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования Ипполитовки, профессора Юрия Симонова, оказалось, по сути, мировой премьерой этого незаслуженно забытого шедевра русской музыки и вызвало большой общественный резонанс.
Выдающийся современный дирижер, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Иванович Симонов стал музыкальным руководителем проекта и провел огромную работу по созданию новой редакции партитуры, изданной более ста десяти лет назад
В главных партиях выступили солисты московских оперных театров и молодые талантливые студенты Ипполитовки. В проекте были заняты ведущие творческие коллективы ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, бессменные участники всех его знаковых проектов: сводный хор (руководители – заслуженная артистка России Галина Богданова, профессор Владимир Науменко, кандидат искусствоведения Владимир Красов), Московский молодежный камерный и Симфонический оркестры (руководители – Валерий Ворона и Алексей Шатский).

Проект «Возрождение оперы М.М. Ипполитова-Иванова „Ася“» стал щедрым подарком к 160-летию со дня рождения композитора и 100-летию института, названного его именем.
Постановка «Аси» продолжила содружество двух ведущих творческих вузов Москвы. Новая, уже сценическая версия оперы была подготовлена совместно с Российским институтом театрального искусства (ГИТИС) и осуществлена заслуженным деятелем искусств России, профессором Александром Бармаком; в ней приняли участие педагоги и студенты факультета музыкального театра ГИТИСа.
Осенью 2022 года спектакль стал участником программы «Большие гастроли» (в рамках студенческого направления), организованной ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. Его показы с большим успехом прошли на сценах Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера» и Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева. В Чебоксарах спектакль состоялся в рамках XXXII Международного оперного фестиваля им. Максима Дормидонтовича Михайлова.

В честь 205-летия со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, чья повесть легла в основу оперы, спектакль был также представлен в Спасском-Лутовинове, Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И.С. Тургенева, а также стал частью юбилейной программы в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

В 2023 году история Оперной студии Ипполитовки продолжилась постановкой оперы К.В. Молчанова «Зори здесь тихие…». Премьера спектакля в постановке молодого, но уже известного режиссера Андрея Цветкова-Толбина (в настоящее время главного режиссера Чувашскаго государственного театра оперы и балета «Волга Опера») состоялась в московском культурном центре «Меридиан» и одновременно стала презентацией Оперной студии Ипполитовки. В дни празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне опера также была исполнена в Рахманиновском зале Московской консерватории на XI Международном фестивале «Дню Победы посвящается…» и в Московском международном Доме музыки.

Главных персонажей оперы сыграли молодые певицы — выпускницы и студентки ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, ровесницы своих героинь, что придало спектаклю особую пронзительность и достоверность.
В спектакле были заняты солист Центра оперного пения имени Г. П. Вишневской Иван Григорьев и Симфонический оркестр ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (руководитель - Алексей Шатский, дирижер — Иван Шинкарев, выпускник ассистентуры-стажировки института по классу народного артиста СССР Юрия Симонова).
В спектакле были заняты солист Центра оперного пения имени Г. П. Вишневской Иван Григорьев и Симфонический оркестр ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова (руководитель - Алексей Шатский, дирижер — Иван Шинкарев, выпускник ассистентуры-стажировки института по классу народного артиста СССР Юрия Симонова).

Следующей премьерой Оперной студии стала «Русалка» А.С. Даргомыжского, созданная на основе неоконченной поэмы А.С. Пушкина. Ее премьерные показы прошли в июне 2024 года на сцене Театриума на Серпуховке, в Государственном музее А.С. Пушкина и были приурочены к 225-летию со дня рождения великого русского поэта.
Спектакль был создан музыкальным руководителем и дирижером, заслуженным артистом России Евгением Самойловым и режиссером-постановщиком Олесей Манжа. На одной сцене с талантливыми молодыми певцами, выпускниками кафедры «Академическое пение» ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, в нем выступили известные оперные артисты, преподаватели института, солисты Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. Такой творческий альянс позволил по-новому взглянуть на хорошо знакомое произведение Даргомыжского. В центральной роли Мельника был занят заслуженный артист России Виталий Ефанов.

В постановке были задействованы признанные коллективы ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова: Камерный хор (главный хормейстер — профессор Владимир Науменко), Московский молодежный камерный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер - Валерий Ворона) и Симфонический оркестр (руководитель — Алексей Шатский) — постоянные участники проектов Оперной студии. Видеооформление подготовлено в творческой коллаборации со студентами ВГИКа.
Руководителями проекта стали ректор Ипполитовки Валерий Ворона и заведующая кафедрой «Академическое пение» института Марина Ефанова.
Руководителями проекта стали ректор Ипполитовки Валерий Ворона и заведующая кафедрой «Академическое пение» института Марина Ефанова.
В ноябре 2024 года Оперная студия вновь была удостоена участия в программе «Большие гастроли» (студенческое направление), курируемую ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ». На этот раз спектакль «Русалка» был показан на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера», а также во Дворцах культуры Алатыря и Новочебоксарска.
Оперная студия ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова — динамично развивающийся коллектив. Совсем недавно она показала новую версию оперы Г. Перселла «Дидона и Эней», а в мае 2025 года нас ждет еще одна премьера — опера В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро».
По словам и.о. ректора ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, заслуженного деятеля искусств России, профессора Валерия Вороны:
Осуществление многочисленных масштабных проектов нашей Оперной студии имеет большое значение как для профессионального становления студентов и их подготовки к работе на профессиональной сцене, так и для приобщения широкой общественности к вершинам мировой культуры. Все это было бы невозможно без энтузиазма, полной отдачи и подлинной любви к музыке и к Ипполитовке!