Сергей Александрович Горчаков
директор Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера
Марина Александровна Дудкина
заместитель директора по учебной работе Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 сформулированы традиционные российские духовно-нравственные ценности как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Патриотизм в современной литературе определяется как осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. А еще — патриотизм — это чувство гордости за свою страну, в которой родился. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин так сформулировал отношение россиян к своей отчизне: «Идеи патриотизма так сильны в России, что никому и никогда не удавалось и не удастся перекодировать нашу страну». Действительно, любовь к Родине, ее защита, ее благополучие — это культурный код россиян.
По данным социологов, уровень патриотизма в российском обществе высок как никогда. 94% считают себя патриотами, 62% (что плюс 10% за последний год) — безусловными патриотами. Это абсолютный максимум за весь период наблюдений ВЦИОМ. При этом тренд на «безусловный» патриотизм берет начало с осени 2014 года, как последствие «Крымской весны», когда доля «безусловных» патриотов впервые за долгое время заметно превысила долю «скорее» патриотов — 48% против 36%.
Как отметили участники социологического исследования, для них Родина — это «семья, дом, забота о близких», «место, где родился, где живешь», «благополучие и безопасность», «дети, природа, Земля, страна». А любовь к Родине участники опроса чаще всего связывают с ее защитой, участием в ее развитии, со знанием истории и культуры, «с жизнью в своей стране», «с гордостью за родину». По мнению россиян, для любви к Родине нужно быть «достойным, ответственным, честным, порядочным и верным человеком». Таков главный итог опроса ВЦИОМ, опубликованный в Российской газете в марте 2024 года (автор публикации журналист Владимир Емельяненко).
Но не следует бездумно полагаться на память поколений. Особенно важно сегодня помочь молодым найти верный путь, не заблудиться, не поддаться ненужным и вредным искушениям — это вопросы, на которые педагогам, которые несут ответственность за будущее нашей страны, необходимо отвечать ежедневно.
Одна из основных задач Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера как института воспитания творческого человека — подготовить востребованного профессионала, сформировать у выпускника общие и художественные компетенции, воспитать не только эстетически развитую личность, активного члена общества, но и патриотически заряженного, ориентированного на духовно-нравственные ценности человека. Воспитательный процесс подготовки выпускника столь же важен, как и образовательный.
Общественные тенденции, связанные с духовно-нравственной проблематикой, являются отражением мировых кризисов и конфликтов, что приводит в обществе к разрушению ценностных установок, установлению новых, подчас чуждых русской культуре идеалов. Такие процессы не могут не сказаться на личности человека. Но самыми уязвимыми становятся подростки и молодое поколение. И внимание педагогической общественности необходимо, в первую очередь, переключить именно на эту категорию граждан России.
Что касается деятельности Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера, то 28 педагогов училища нацелены на совмещение в своей деятельности функций узкопрофессиональных и воспитательных.
Училище находится в Рязани — городе воинской славы. И задача педагогического коллектива — как можно более полно познакомить студентов училища — а это свыше 230 молодых художников — с воинскими традициями города, сложившимися за его многовековую историю. Тем более, что, выйдя за порог учебного заведения, ребята ежедневно сталкиваются с актуальной ситуацией и проблемами сегодняшнего дня. Данный факт можно оценить исключительно положительно, так как молодые люди должны понимать, что художник, творец не может замыкаться только в собственном творчестве, растворяться в своем художественном «я».
Воспитательная работа в училище, как и во многих других ведущих учебных заведениях, построена на принципах понимания комплексной природы патриотического воспитания, гармонично сочетающего в себе гражданско-патриотические, военно-патриотические, историко-культурные и иные аспекты. Комплексный подход предполагает формирование у воспитанников училища общественно значимых ориентаций, умения сочетать личные и общественные интересы. Многие студенты в силу того, что училище находится в столице воздушно-десантных войск России, — такое неофициальное звание давно и справедливо носит Рязань, где у многих ребят родители военнослужащие или имеют отношение к армии, — на примерах семьи воспринимают духовно-нравственные основы не на словах, а на деле.
В рамках приоритетов культурной политики государства и задач, поставленных перед российской культурой, коллективом училища создана система воспитания творческой, художественно одаренной молодежи. Можно назвать лишь самые яркие мероприятия и выставочные проекты, составляющие эту систему и проведенные в Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера в 2024—2025 учебном году:
Акция, посвященная ветеранам ВОВ «Цветущий май». Участие студентов, преподавателей РХУ имени Г.К. Вагнера
Ежегодная акция, которая проходит в художественном училище уже 10 лет и проводится в рамках патриотического воспитания молодежи. В 2025 году она посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Задачи акции «Цветущий май» — творчески раскрыть авторов, дать выход положительным эмоциям и улучшить навык работы с натюрмортом, освещением, цветочными композициями.
Студенты работают вместе с ведущими педагогами РХУ, что позволяет сплотиться и окунуться в атмосферу творческого процесса. Художественные работы, выполненные во время акции, волонтеры передают родным и близким ветеранов, подчеркивая важность памяти и уважения к героическому прошлому нашей страны и ее героям. В 2025 году 20 работ были переданы в дар в военный госпиталь г. Рязани.
Выставка «Русский характер»
Экспозиция была организована в Центральной городской библиотеке имени С. А. Есенина. Ее содержание составили художественные работы, приуроченные к Году защитника Отечества. Выставленные произведения отражали приоритеты современной России, а это — преемственность поколений, уважение к ратному подвигу тех, кто сражался за Родину в разные исторические периоды, а также — к нынешним Героям — участникам специальной военной операции. Выставка была организована с 5 февраля по 3 марта 2025 года.
Фотовыставка «Отец Героя»
20 февраля 2025 года студенты Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера посетили фотовыставку «Отец Героя» в Рязанской областной Думе. Фотовыставка посвящена офицерам — родителям воинов-героев — тех, кто сейчас на боевом посту защищает интересы страны, и тех, кто отдал жизнь в этой борьбе.
На выставке представлены фотографии отцов участников спецоперации, которые держат в руках портреты своих сыновей и их награды: всего 13 имен, 13 жизненных историй.
IX открытый областной конкурс «Краски земли Рязанской», тема конкурса: «Подвиг великого народа», выставка работ
В марте — мае 2025 года на площадке выставочного зала «АРТРУМ» состоялась выставка IX областного открытого конкурса «Краски земли Рязанской», тема конкурса — «Подвиг великого народа».
Цель конкурса и выставки — приобщение к истории и культурным традициям родной страны, развитие творческого потенциала учащихся образовательных организаций дополнительного образования детей Рязанской области.
В конкурсе приняли участие 597 учащихся и студентов из 70 детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций в области искусств из республик Адыгея, Карелия, Башкортостан, Чеченской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Краснодарского и Красноярского краев, Белгородской, Воронежской, Тюменской, Челябинской, Калининградской, Саратовской, Томской, Вологодской и Рязанской областей, из городов Томска, Омска, Иркутска, Магадана, Тамбова, Пензы и Владимира.
Возраст участников выставки — от 7 до 20 лет. Конкурс проходил в два тура. В экспозицию выставки вошло 258 художественных произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, фотографии, трехмерной графики и анимации.
Выставка «Мы – наследники Победы! Помним, гордимся!»
В марте на площадке Рязанской областной филармонии состоялось торжественное открытие выставки «Мы — наследники Победы! Помним, гордимся!» из международного собрания детского рисунка Российской академии образования. В дни проведения выставки с нашими студентами были проведены экскурсии, лекции, творческие мастер-классы по живописи с участием специалистов Московского педагогического государственного университета, Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера. Студенты РХУ работали экскурсоводами и преподавателями мастер-классов.
Встреча с участниками боевых действий, героями СВО, акция «Портрет Героя»
В начале апреля в Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера прошла важная встреча — перед нашими студентами выступали те, кто посвятил свою жизнь защите Родины, — курсант-десантник, священник, побывавший в зоне боевых действия и участвовавший в них. Во встрече принял участие и ветеран боевых действий — создатель системы активной самообороны «Стрела» Валерий Николаевич Крючков. Гости поделились своими историями, рассказали о ценностях, которые ведут человека через трудности, и ответили на вопросы студентов, а обучающиеся подарили героям небольшие портреты, выполненные во время беседы.
Визит в Рязанский музей вооружения и военной техники воздушно-десантных войск
28 апреля студенты первого и второго курсов вместе с преподавателями и директором посетили Рязанский музей вооружения и военной техники воздушно-десантных войск — уникальное пространство, посвященное истории боевой техники и военных достижений разных эпох.
Уроки мужества — это не просто беседа, а мощный инструмент воспитания. В процессе экскурсии обучающиеся смогли увидеть и изучить различные образцы военной и гражданской техники, задать интересующие вопросы. В рамках экскурсии студенты посетили Воинский Храм Воскресения Словущего, где отец Константин рассказал историю его создания. А после было общение в неформальной обстановке за чашкой чая.
Ежегодная Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» в художественном училище.
Апрель 2025 года.
В Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера акция проходит ежегодно с целью сохранения памяти о воинах, погибших при защите Отечества, в 2025 году она приурочена к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Георгиевская ленточка — это всероссийский патриотический проект, направленный на сохранение исторической памяти. Акция объединяет миллионы людей, которые носят ленточку как символ уважения к героям и ветеранам.
Акция «Сад Памяти».
5 мая, в преддверии празднования 80-летия Великой Победы наше училище присоединилось к масштабной патриотической акции, охватившей всю страну. Акция «Сад Памяти» — это особый проект, где каждое посаженное дерево символизирует солдата, отдавшего жизнь за наше будущее. 27 миллионов деревьев по всей России — по числу погибших в той страшной войне.
Перед непосредственной высадкой студенты провели исследовательскую работу: изучили архивные документы и подготовили рассказы о боевом пути каждого преподавателя. Во время церемонии звучали эти истории, создавая особую атмосферу связи поколений.
Постановка спектакля в Рязанском художественном училище к 80-летию Великой Победы
6 мая в училище студенты представили спектакль, посвящённый 80-летию Великой Победы, поставленный по мотивам произведения Роберта Рождественского «Реквием».
Это первая постановка такого масштаба в училище, и все участники постановки искренне надеются, что она станет началом новой традиции.
В мае прошла акция «Письмо Победы».
7 мая студенты вышли на улицы города, чтобы вручить жителям и гостям города письма-треугольники с благодарностью ветеранам, значки, сделанные своими руками, и букеты сирени — символ весны и памяти о героях. Каждый подарок стал напоминанием о великом подвиге наших дедов и прадедов.
В направлении укрепления и развития отечественных культурных традиций коллектив училища провел целый ряд мероприятий и акций.
Март 2025 года. В рамках практикума студенты училища провели занятия в Рязанской «Резиденции традиций». В Резиденции собрались желающие создать авторский принт, на который участников вдохновили образы зверей из скопинской керамики. Преподаватели и студенты провели также занятие, посвящённое традиционному Михайловскому кружеву, узорочье которого участники воплощали на женском головном уборе — кокошнике. Мастерицы-студентки доступно пояснили как рисовать счетные узоры Михайловского промысла.
В апреле на территории Рязанской ВДНХ студенты училища в рамках педагогической практики провели мастер-класс по росписи женского костюма. Участники мастер-класса, проведенного по мотивам «Кадомского вениза», узнали о традиционных приемах росписи и их современной интерпретации.
Также в апреле в выставочном зале училища «АРТРУМ» состоялась выставка IX областного открытого конкурса «Краски земли Рязанской». Тема этого года — «Подвиг великого народа».
Резюмируя, хотелось бы сказать, что слова «Не бывает художника без гражданской позиции» сегодня актуальны, как никогда. Гражданин страны — это ее патриот, прежде всего. Эту точку зрения разделяют педагоги и студенты Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера. Достижения в воспитательной работе училища продемонстрировали выпускные экзамены этого года, итогами которых педагогический состав был удовлетворен. Выбирая темы для дипломных работ, обсуждая и утверждая их с педагогами, выпускники училища, несмотря на юный возраст, на то, что они только входят во взрослую жизнь, показали удивительную зрелость, понимание целей и задач нашего времени.
Сегодня на полотнах наших выпускников-живописцев отражены такие темы как семья, герои войны, наша рязанская земля. Художник в наше время не должен и не может отрываться от действительности. Основываясь на классических канонах и традициях, художник воплощает в своих произведениях взгляд на мир, в котором живет. Думается, сегодня — это главное в воспитании гражданина России, патриота своей страны.
Воспитание — это неотъемлемая часть процесса рождения художника.
В этом процессе мы защищаем и оберегаем наши традиции, которые питают творческое вдохновение, наполняя яркими эмоциями такое сложное чувство как любовь к Родине!