Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
Заметки, мнения, диалог

Патриотизм как ценностный ориентир и система воспитания: из опыта работы

Сергей Александрович Горчаков
директор Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера
Марина Александровна Дудкина
заместитель директора по учебной работе Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 сформулированы традиционные российские духовно-нравственные ценности как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Патриотизм в современной литературе определяется как осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. А еще — патриотизм — это чувство гордости за свою страну, в которой родился. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин так сформулировал отношение россиян к своей отчизне: «Идеи патриотизма так сильны в России, что никому и никогда не удавалось и не удастся перекодировать нашу страну». Действительно, любовь к Родине, ее защита, ее благополучие — это культурный код россиян.
По данным социологов, уровень патриотизма в российском обществе высок как никогда. 94% считают себя патриотами, 62% (что плюс 10% за последний год) — безусловными патриотами. Это абсолютный максимум за весь период наблюдений ВЦИОМ. При этом тренд на «безусловный» патриотизм берет начало с осени 2014 года, как последствие «Крымской весны», когда доля «безусловных» патриотов впервые за долгое время заметно превысила долю «скорее» патриотов — 48% против 36%.
Как отметили участники социологического исследования, для них Родина — это «семья, дом, забота о близких», «место, где родился, где живешь», «благополучие и безопасность», «дети, природа, Земля, страна». А любовь к Родине участники опроса чаще всего связывают с ее защитой, участием в ее развитии, со знанием истории и культуры, «с жизнью в своей стране», «с гордостью за родину». По мнению россиян, для любви к Родине нужно быть «достойным, ответственным, честным, порядочным и верным человеком». Таков главный итог опроса ВЦИОМ, опубликованный в Российской газете в марте 2024 года (автор публикации журналист Владимир Емельяненко).
Но не следует бездумно полагаться на память поколений. Особенно важно сегодня помочь молодым найти верный путь, не заблудиться, не поддаться ненужным и вредным искушениям — это вопросы, на которые педагогам, которые несут ответственность за будущее нашей страны, необходимо отвечать ежедневно.
Одна из основных задач Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера как института воспитания творческого человека — подготовить востребованного профессионала, сформировать у выпускника общие и художественные компетенции, воспитать не только эстетически развитую личность, активного члена общества, но и патриотически заряженного, ориентированного на духовно-нравственные ценности человека. Воспитательный процесс подготовки выпускника столь же важен, как и образовательный.
Общественные тенденции, связанные с духовно-нравственной проблематикой, являются отражением мировых кризисов и конфликтов, что приводит в обществе к разрушению ценностных установок, установлению новых, подчас чуждых русской культуре идеалов. Такие процессы не могут не сказаться на личности человека. Но самыми уязвимыми становятся подростки и молодое поколение. И внимание педагогической общественности необходимо, в первую очередь, переключить именно на эту категорию граждан России.
Что касается деятельности Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера, то 28 педагогов училища нацелены на совмещение в своей деятельности функций узкопрофессиональных и воспитательных.
Училище находится в Рязани — городе воинской славы. И задача педагогического коллектива — как можно более полно познакомить студентов училища — а это свыше 230 молодых художников — с воинскими традициями города, сложившимися за его многовековую историю. Тем более, что, выйдя за порог учебного заведения, ребята ежедневно сталкиваются с актуальной ситуацией и проблемами сегодняшнего дня. Данный факт можно оценить исключительно положительно, так как молодые люди должны понимать, что художник, творец не может замыкаться только в собственном творчестве, растворяться в своем художественном «я».
Воспитательная работа в училище, как и во многих других ведущих учебных заведениях, построена на принципах понимания комплексной природы патриотического воспитания, гармонично сочетающего в себе гражданско-патриотические, военно-патриотические, историко-культурные и иные аспекты. Комплексный подход предполагает формирование у воспитанников училища общественно значимых ориентаций, умения сочетать личные и общественные интересы. Многие студенты в силу того, что училище находится в столице воздушно-десантных войск России, — такое неофициальное звание давно и справедливо носит Рязань, где у многих ребят родители военнослужащие или имеют отношение к армии, — на примерах семьи воспринимают духовно-нравственные основы не на словах, а на деле.
В рамках приоритетов культурной политики государства и задач, поставленных перед российской культурой, коллективом училища создана система воспитания творческой, художественно одаренной молодежи. Можно назвать лишь самые яркие мероприятия и выставочные проекты, составляющие эту систему и проведенные в Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера в 2024—2025 учебном году:

Акция, посвященная ветеранам ВОВ «Цветущий май». Участие студентов, преподавателей РХУ имени Г.К. Вагнера

Ежегодная акция, которая проходит в художественном училище уже 10 лет и проводится в рамках патриотического воспитания молодежи. В 2025 году она посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Задачи акции «Цветущий май» — творчески раскрыть авторов, дать выход положительным эмоциям и улучшить навык работы с натюрмортом, освещением, цветочными композициями.
Студенты работают вместе с ведущими педагогами РХУ, что позволяет сплотиться и окунуться в атмосферу творческого процесса. Художественные работы, выполненные во время акции, волонтеры передают родным и близким ветеранов, подчеркивая важность памяти и уважения к героическому прошлому нашей страны и ее героям. В 2025 году 20 работ были переданы в дар в военный госпиталь г. Рязани.

Выставка «Русский характер»

Экспозиция была организована в Центральной городской библиотеке имени С. А. Есенина. Ее содержание составили художественные работы, приуроченные к Году защитника Отечества. Выставленные произведения отражали приоритеты современной России, а это — преемственность поколений, уважение к ратному подвигу тех, кто сражался за Родину в разные исторические периоды, а также — к нынешним Героям — участникам специальной военной операции. Выставка была организована с 5 февраля по 3 марта 2025 года.

Фотовыставка «Отец Героя»

20 февраля 2025 года студенты Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера посетили фотовыставку «Отец Героя» в Рязанской областной Думе. Фотовыставка посвящена офицерам — родителям воинов-героев — тех, кто сейчас на боевом посту защищает интересы страны, и тех, кто отдал жизнь в этой борьбе.
На выставке представлены фотографии отцов участников спецоперации, которые держат в руках портреты своих сыновей и их награды: всего 13 имен, 13 жизненных историй.

IX открытый областной конкурс «Краски земли Рязанской», тема конкурса: «Подвиг великого народа», выставка работ

В марте — мае 2025 года на площадке выставочного зала «АРТРУМ» состоялась выставка IX областного открытого конкурса «Краски земли Рязанской», тема конкурса — «Подвиг великого народа».
Цель конкурса и выставки — приобщение к истории и культурным традициям родной страны, развитие творческого потенциала учащихся образовательных организаций дополнительного образования детей Рязанской области.
В конкурсе приняли участие 597 учащихся и студентов из 70 детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций в области искусств из республик Адыгея, Карелия, Башкортостан, Чеченской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Краснодарского и Красноярского краев, Белгородской, Воронежской, Тюменской, Челябинской, Калининградской, Саратовской, Томской, Вологодской и Рязанской областей, из городов Томска, Омска, Иркутска, Магадана, Тамбова, Пензы и Владимира.
Возраст участников выставки — от 7 до 20 лет. Конкурс проходил в два тура. В экспозицию выставки вошло 258 художественных произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, фотографии, трехмерной графики и анимации.

Выставка «Мы – наследники Победы! Помним, гордимся!»

В марте на площадке Рязанской областной филармонии состоялось торжественное открытие выставки «Мы — наследники Победы! Помним, гордимся!» из международного собрания детского рисунка Российской академии образования. В дни проведения выставки с нашими студентами были проведены экскурсии, лекции, творческие мастер-классы по живописи с участием специалистов Московского педагогического государственного университета, Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера. Студенты РХУ работали экскурсоводами и преподавателями мастер-классов.

Встреча с участниками боевых действий, героями СВО, акция «Портрет Героя»

В начале апреля в Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера прошла важная встреча — перед нашими студентами выступали те, кто посвятил свою жизнь защите Родины, — курсант-десантник, священник, побывавший в зоне боевых действия и участвовавший в них. Во встрече принял участие и ветеран боевых действий — создатель системы активной самообороны «Стрела» Валерий Николаевич Крючков. Гости поделились своими историями, рассказали о ценностях, которые ведут человека через трудности, и ответили на вопросы студентов, а обучающиеся подарили героям небольшие портреты, выполненные во время беседы.

Визит в Рязанский музей вооружения и военной техники воздушно-десантных войск

28 апреля студенты первого и второго курсов вместе с преподавателями и директором посетили Рязанский музей вооружения и военной техники воздушно-десантных войск — уникальное пространство, посвященное истории боевой техники и военных достижений разных эпох.
Уроки мужества — это не просто беседа, а мощный инструмент воспитания. В процессе экскурсии обучающиеся смогли увидеть и изучить различные образцы военной и гражданской техники, задать интересующие вопросы. В рамках экскурсии студенты посетили Воинский Храм Воскресения Словущего, где отец Константин рассказал историю его создания. А после было общение в неформальной обстановке за чашкой чая.

Ежегодная Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» в художественном училище.

Апрель 2025 года.

В Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера акция проходит ежегодно с целью сохранения памяти о воинах, погибших при защите Отечества, в 2025 году она приурочена к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Георгиевская ленточка — это всероссийский патриотический проект, направленный на сохранение исторической памяти. Акция объединяет миллионы людей, которые носят ленточку как символ уважения к героям и ветеранам.

Акция «Сад Памяти».

5 мая, в преддверии празднования 80-летия Великой Победы наше училище присоединилось к масштабной патриотической акции, охватившей всю страну. Акция «Сад Памяти» — это особый проект, где каждое посаженное дерево символизирует солдата, отдавшего жизнь за наше будущее. 27 миллионов деревьев по всей России — по числу погибших в той страшной войне.
Перед непосредственной высадкой студенты провели исследовательскую работу: изучили архивные документы и подготовили рассказы о боевом пути каждого преподавателя. Во время церемонии звучали эти истории, создавая особую атмосферу связи поколений.

Постановка спектакля в Рязанском художественном училище к 80-летию Великой Победы

6 мая в училище студенты представили спектакль, посвящённый 80-летию Великой Победы, поставленный по мотивам произведения Роберта Рождественского «Реквием».
Это первая постановка такого масштаба в училище, и все участники постановки искренне надеются, что она станет началом новой традиции.

В мае прошла акция «Письмо Победы».

7 мая студенты вышли на улицы города, чтобы вручить жителям и гостям города письма-треугольники с благодарностью ветеранам, значки, сделанные своими руками, и букеты сирени — символ весны и памяти о героях. Каждый подарок стал напоминанием о великом подвиге наших дедов и прадедов.
В направлении укрепления и развития отечественных культурных традиций коллектив училища провел целый ряд мероприятий и акций.
Март 2025 года. В рамках практикума студенты училища провели занятия в Рязанской «Резиденции традиций». В Резиденции собрались желающие создать авторский принт, на который участников вдохновили образы зверей из скопинской керамики. Преподаватели и студенты провели также занятие, посвящённое традиционному Михайловскому кружеву, узорочье которого участники воплощали на женском головном уборе — кокошнике. Мастерицы-студентки доступно пояснили как рисовать счетные узоры Михайловского промысла.
В апреле на территории Рязанской ВДНХ студенты училища в рамках педагогической практики провели мастер-класс по росписи женского костюма. Участники мастер-класса, проведенного по мотивам «Кадомского вениза», узнали о традиционных приемах росписи и их современной интерпретации.
Также в апреле в выставочном зале училища «АРТРУМ» состоялась выставка IX областного открытого конкурса «Краски земли Рязанской». Тема этого года — «Подвиг великого народа».
Резюмируя, хотелось бы сказать, что слова «Не бывает художника без гражданской позиции» сегодня актуальны, как никогда. Гражданин страны — это ее патриот, прежде всего. Эту точку зрения разделяют педагоги и студенты Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера. Достижения в воспитательной работе училища продемонстрировали выпускные экзамены этого года, итогами которых педагогический состав был удовлетворен. Выбирая темы для дипломных работ, обсуждая и утверждая их с педагогами, выпускники училища, несмотря на юный возраст, на то, что они только входят во взрослую жизнь, показали удивительную зрелость, понимание целей и задач нашего времени.
Сегодня на полотнах наших выпускников-живописцев отражены такие темы как семья, герои войны, наша рязанская земля. Художник в наше время не должен и не может отрываться от действительности. Основываясь на классических канонах и традициях, художник воплощает в своих произведениях взгляд на мир, в котором живет. Думается, сегодня — это главное в воспитании гражданина России, патриота своей страны.
Воспитание — это неотъемлемая часть процесса рождения художника.
В этом процессе мы защищаем и оберегаем наши традиции, которые питают творческое вдохновение, наполняя яркими эмоциями такое сложное чувство как любовь к Родине!
заметки, мнения, диалог. Выпуск 3 (5) '2025