Подпишитесь на новости нашего журнала
Оставьте свою электронную почту и вы будете первыми узнавать о выходе нового номера
×
Специальный выпуск

Первая детская музыкальная школа города Кирова во время Великой Отечественной войны

Валентина Анатольевна Хозяинова

МБУДО «Первая детская музыкальная школа» города Кирова,

610020, г. Киров, Спасская, 34


К началу Великой отечественной войны в Кирове (до 1934 года — Вятке) работала одна музыкальная школа, открытая в 1919 году по инициативе известного вятского пианиста и педагога Германа Рылова. В школе обучалось около 500 учащихся. Школа была культурным центром музыкальной жизни тихого и спокойного провинциального города. Музыкальная жизнь довоенной Вятки-Кирова оживала в летнюю пору. Во всех парках города (Халтуринском-Александровском саду, парке «Аполло») звучали оркестры, шли концерты приезжих знаменитостей. По вечерам нарядная публика устраивала гуляния. Оркестры играли перед сеансами в кинотеатрах. Музыкантами в этих коллективах были преподаватели музыкальной школы.
Преподаватели музыкальной школы и училища города Кирова в 1940-е гг.
Школа к началу войны прошла свой двадцатилетний путь и была коллективом со сложившимся традициями. Особенно сильными были фортепианное и оркестрово-струнное отделения. В школе были сформированы коллективы: хоровой коллектив, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов.
Основу преподавательского состава составляли заслуженные музыканты:
Игорь Викентьевич Казенин (1909 - 1966) - директор школы в 1935-1944 годах, пианист (выпускник Ленинградской консерватории), композитор, основатель профессионального музыкального искусства Кировской области (первый директор Кировского музыкального училища, которое сейчас носит его имя). Впоследствии И.В. Казенин - руководитель концертно-эстрадного бюро в Кирове, директор Свердловского театра музыкальной комедии, Куйбышевского театра оперы и балета;
Ольга Михайловна Шуравина (1891 — ?) — преподаватель, стоявшая у истоков создания Первой музыкальной школы города Кирова, заведующая фортепианным отделением музыкального училища;
Константин Степанович Сорокин (1909 — 1998) — пианист (ученик К. Н. Игумнова и А.Н. Александрова), композитор (автор фортепианных, хоровых и симфонических произведений), редактор, а затем заведующий редакцией издательства «Музгиз"-"Музыка» (в его редакции издано полное собрание фортепианных сочинений Балакирева, Дебюсси, Равеля, восстановлены по автографам и впервые опубликованы партитура и клавир концерта для фортепиано с оркест ром М. А. Балакирева, полифонические пьесы Н.А. Римского-Корсакова и многое другое). Преподавал в Кирове в 1937—1939 и 1941−1944 годах. Позднее Сорокин К. С. — доцент Московской консерватории;
Михаил Николаевич Синицын (1874 — 1962) — скрипач, заслуженный артист РСФСР, «Первая скрипка Вятки», выпускник Петербургской консерватории по классам скрипки, альта и дирижирования. Синицын М. Н. был активным популяризатором музыки, проводил симфонические концерты, был первым музыкальным редактором Вятского радио, выступал у микрофона с лекциями о музыке, участвовал в радиоконцертах. С 1946 по 1952 годы — директор школы. В память о нем с 1982 года проходит областной конкурс скрипачей и виолончелистов;
Александр Семенович Еремин (1889 — 1946) — певец, артист, руководитель хоров, педагог, выпускник Саратовского музыкального училища и Народной консерватории в Петербурге. Хоровой коллектив школы с началом его работы в 1938 году стал лучшим детским хоровым коллективом области. Концертмейстером хора была Маргарита Владимировна Суханова. Когда началась война, Еремину было уже за 50 лет. Он рвался на фронт, но в военкомате ему сказали: «Помогайте бить фашистов своей песней!». И он организует красноармейские хоровые и музыкальные коллективы, выступает вместе с другими певцами и артистами в госпиталях, выезжает для оказания практической помощи солдатской художественной самодеятельности на фронт. Он бывал под Москвой, на 2-м Прибалтийском и 4-м Украинском фронтах.
В «золотой фонд» преподавателей школы в те предвоенные годы также можно включить А. В. Ройтмана, З. А. Рылову, Е. И. Ергину, М. И. Мышкину, М. Г. Богатыреву, А. В. Суворова, М. Г. Галицкую, Т. Н. Сырневу, Д. И. Сковородникова, З. И. Ворончихину, Л. В. Соломина, В. И. Смолянинова, Г. А. Курбатова, А. А. Румянцева.
В мае 1941 года в музыкальной школе проходили очередные экзамены. Около 80 учащихся получили на них только отличные оценки. А через месяц началась война… Летом 1941 года единственная музыкальная школа города была закрыта. Учащиеся были распущены, а преподаватели освобождены от работы.
На фронт ушли преподаватели школы:
Борис Васильевич Матвеев (? - 1941)- выпускник Ленинградского музыкального училища, преподаватель по классу народных инструментов, мобилизован еще в 1940 на войну под Халхин-Голом;
Александр Александрович Горупичевич (1907 – 24.01.1942) - преподаватель класса народных инструментов с 1939 года. Руководитель любительских оркестров в учебных заведениях и на предприятиях города. Воевал в звании старшины 1067-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии. Погиб в боях в Ленинградской области.
Валентин Васильевич Усольцев (1905-26.03.1942) – скрипач, воевал в звании сержанта 46-й стрелковой бригады. Погиб в боях в Ленинградской области.
Иван Николаевич Афиногенов (1896 -?)— руководитель городского духового оркестра и сводного симфонического оркестра, а также артист оркестра Вятского драматического театра, преподаватель по классу кларнета и медных духовых инструментов. Имел воинское звание капельмейстера, служил в 71-м запасном стрелковом полку.
Сергей Михайлович Двинянинов (1907 — 1993) — артист оркестра Вятского драматического театра, преподаватель по классу виолончели. С. М. Двинянинов был в числе музыкантов, присутствовавших при подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии в 1945 году. Он воевал в звании рядового, награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу». После войны продолжил музыкальную деятельность, был скрипичных дел мастером.
Сергей Сергеевич Богатырев (1901 — ?) — скрипач, выпускник Ленинградского музыкального техникума, дирижер оркестра Кировского цирка, скрипач оркестра городского театра, преподаватель по классу скрипки с 1936 года, руководитель школьного симфонического оркестра и оркестра сада «Аполло». С. С. Богатырев воевал в звании гвардии старшего лейтенанта; гвардии старшего лейтенанта административной службы; техника-интенданта 2 ранга в 63-й стрелковой дивизии 1182-м стрелковом полку 355-й стрелковой дивизии. Награжден орденом Красной звезды. После войны продолжил работать в музыкальной школе и училище.
Вся жизнь города перестроилась на военный лад. В Киров были эвакуированы промышленные предприятия, общественные учреждения и учреждения культуры. По постановлению правительства сюда был эвакуирован Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького (сейчас — БДТ им. Г.А. Товстоногова) и Ленинградская академическая капелла, приехало много работников искусства, в том числе талантливые музыканты, опытные педагоги музыкальных учебных заведений из Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы. Специалистов нужно было трудоустраивать, музыкальная школа была открыта вновь, продолжили работу музыкальное училище и курсы для взрослых.
Среди эвакуированных в тыловой Киров работников искусств были:
Максим Викторович Бражников (1902 — 1973) — музыковед, исследователь древнерусской музыки, профессор, основоположник научной школы русской музыкальной медиевистики. С 1941 по 1943 год он работал заведующим историко-теоретического отделения Кировского музыкального училища, преподавал теоретические дисциплины и специальное фортепиано, руководил группой педагогов по разработке методики преподавания истории русской музыки;
Вера Францевна Коукаль (1899 — 1974) — музыковед, участник фольклорных экспедиций Марийского научно-исследовательского института культуры, составитель и автор комментариев сборника «Песни марийского народа», после войны — музыкальный редактор Ленинградского радиовещания;
Анна Абрамовна Хохловкина (1898 - 1971) – профессор, доцент Московской консерватории, музыковед, автор ряда исследований по европейскому музыкальному театру;
Дора Рафаиловна Левидова— пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, композитор, автор музыкальных произведений для детей, публиковалась в журнале «Советская музыка» по вопросам фортепианной педагогики;
Наталья Федоровна Малыгина-Гольц — пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, преподаватель фортепиано, эвакуирована из Москвы, после войны — сотрудник хорового училища им. Глинки (город Горький);
Арсений Петрович Щапов (1891 — 1964) — профессор Ленинградской консерватории по классу фортепиано. Щапов занимался научно-методической деятельностью. Автор книг: «Опыт анализа фортепианной техники» (1931), «Этюды о фортепианной педагогике» (1934), «Первоначальное обучение игре на фортепиано» (1938), «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище» (1947). В 1942 был эвакуирован из Ленинграда, заболел в дороге, был снят с поезда и оказался в госпитале Кирова. После выздоровления остался работать в Кирове до лета 1944 года. С осени 1944 года вел класс специального фортепиано и педагогической практики, читал лекции по теории пианизма и методике преподавания игры на фортепиано в Саратовской государственной консерватории им. ЛВ. Собинова. В 1944 году защитил кандидатскую диссертацию «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», которая впоследствии была переработана в книгу и издана в 1947 году. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945».
Рика Константиновна Эпель (1911 - 1996) пианистка из Одессы. С 1943 по 1944 годы была завучем школы, а с 1944 по 1946 - ее директором. Рика Константиновна стала первым преподавателем Владислава Игоревича Казенина – будущего председателя Союза композиторов России (сына И.В. Казенина);
Б.Д. Даннегриш – виолончелист;
Нина Александровна Дулова (Руфина-Чистякова) (1892 — 1964) — скрипачка, выпускница училища имени Гнесиных 1915 года по классу Е.Ф. Гнесиной-Витачек, преподаватель школы имени Гнесиных по классу скрипки, уроженка Вятской губернии. В 1921—1964 годах была педагогом ДМШ имени Гнесиных по классу скрипки, в 1946—1956 годах — заведующей струнным отделом, руководителем ансамбля скрипачей;
Павел Ефимович Найда (1892 — 1965) — скрипач, выпускник Петербургской консерватории (класс проф. Э.Э.Крюгера), преподаватель Данцигской консерватории, училища имени Гнесиных. После войны работал в музыкальных школа г. Пушкина, г. Жуковского, Советского района г. Москвы;
Давид Борисович Волосов – певец;
Эльфрида Фердинандовна Гольст - певица, представительница ленинградской вокальной школы, работала преподавателем сольного пения и вокального ансамбля, стала инициатором открытия дирижерско-хорового отделения музыкального училища. Возможно, попала под приказ о выселении финнов и немцев из Ленинграда. После войны осталась в Кирове;
Валентина Иосифовна Рамм (1888 — 1968) — камерная певица, выпускница Лейпцигской и Петербургской консерватории, преподаватель Музыкального техникума им. А. Н. Скрябина и Московского областного музыкального техникума, композитор, позднее редактор издательства «Музгиз"-"Музыка»;
Вера Николаевна Ильина (1914 — 1988) — в июне 1941 года с отличием окончила консерваторию по специальности дирижер оркестра народных инструментов, а в июле 1941 года комиссией по распределению была направлена на работу в родной город в музыкальную школу города Кирова преподавателем класса народных инструментов. Она первый декан (с 1960 года) факультета народных инструментов Ленинградской консерватории. Ученики В. Н. Ильиной по классу дирижирования — Александр Шалов, Иван Шитенков, Анатолий Беляев, Эммануил Шейнкман, Леонид Лебецкий, Владимир Федосеев — стали признанными дирижерами, педагогами и исполнителями, получили звания профессоров, заслуженных артистов и заслуженных деятелей культуры России;
Николай Яковлевич Любарский (1902 — 1963) — скрипач, заведующий музыкальной частью БДТ, композитор. В Кирове он написал музыку к постановкам БДТ «Полководец Суворов», «Фельдмаршал Кутузов», «Дворянское гнездо» и к спектаклю Кировского театра кукол по пьесе С. В. Образцова и С. И. Преображенского «Большой Иван». Любарский создал также песни на стихи К. М. Симонова, М. А. Светлова, С. А. Васильева и поэтов-кировчан В. В. Заболотского и А. И. Мильчакова;
Николай Михайлович Нолинский (Скрябин) (1886 — 1966) — композитор, уроженец Вятской губернии, брат В. М. Молотова, советского политического, государственного и партийного деятеля. Музыкальные сочинения Нолинского исполняли С. Лемешев, Н. Обухова, оркестр всесоюзного радио под управлением В. Голованова, Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени А. А. Александрова.
Условия работы школы были очень трудными. Здание, которое раньше она занимала (ул. Дрелевского, 12), было отдано под госпиталь. Школе, вместе с музыкальным училищем и курсами для взрослых, предоставили пять небольших комнат на пятом этаже под крышей областного драматического театра. Надо сказать, что по проекту строителей театра, крыша была плоской без стоков для воды и снега. Крыша ко времени занятий музыкальной школы ужасно протекала. Бывало, что на занятиях сидели в галошах и под зонтиками. Особенно страдали от сырости пианино и рояли. Спаслись те инструменты, которые временно были отданы домой преподавателям.
Здание областного драматического театра, под крышей которого располагалась школа (1941 год).
В самой большой комнате велись групповые занятия по теоретическим предметам, хору и оркестру всех трех учебных заведений. На индивидуальные занятия не хватало ни места, ни времени, поэтому преподавателям разрешено было проводить занятия на дому. Квартирные условия многих преподавателей оставляли желать лучшего, а иногда совсем не отвечали требованиям занятий музыкой. Это создавало большие трудности для преподавателей и учащихся, особенно для руководства учебными заведениями в части составления расписания занятий.
Руководству школы приходилось заниматься не только учебными вопросами и вопросами культуры, но и обеспечением питания и дровами преподавателей, обеспечением бесплатного питания эвакуированных учащихся.
Вопреки трудностям коллектив школы добивался в своей работе значительных результатов. В школе и училище насчитывалось около 350 учащихся.
Из протокола общего собрания работников Кировской музыкальной школы от 11 января 1942 года: «Присутствуют: Казенин, Шуравина, Дулова, Рамм, Скрябин, Даннергирш, Эпель, Левидова, Гольц, Рашковская.
Музыкальная школа закончила первое полугодие с 289 учениками, в том числе:
1. По классу фортепьяно — 223.

2. По классу скрипки — 55.

3. По классу виолончели — 8.

4. По классу народных инструментов — 3.
Отличники учебы – Енгибарян, Перлер, Футер, Берман, Дурново, Калярская, Малюгина.
Главную работу школа проводила по концертам для Красной Армии. Было дано 62 концерта, в которых приняло участие 208 учеников".[2]
1-я концертная бригада под управлением М. Н. Синицына (1941 год)
Большую работу школа вместе с училищем вела по культурной поддержке госпиталей и воинских частей.
Еще во время летних каникул 1941 года Михаил Николаевич собрал своих учеников и педагогов школы и училища, бывших в Кирове, и вместе с ними начал выступать перед уезжавшими на фронт. Только в июле Первой концертной бригадой было дано девять концертов.
На итоговом педагогическом совете музыкальной школы, прошедшем 18 июля 1942 года, отмечалось, что в школе действует три концертных бригады, а командование гарнизона наградило школу Почетной грамотой. В состав бригад входили заслуженный артист РСФСР Михаил Николаевич Синицын, педагоги Константин Степанович Сорокин, Маргарита Георгиевна Богатырева и другие преподаватели и учащиеся.
Летом 1942 года прошли 10-дневные гастроли по городам вдоль реки Вятки — Уржум, Советск, Малмыж, Вятские Поляны, где участники концертных бригад дали многочисленные концерты для бойцов, находившихся на лечении в госпиталях. «Мы, бойцы, командиры и политработники… с большим воодушевлением прослушали ваш концерт, за который выносим благодарность всему коллективу участников и желаем скорой встречи с вами — это подымет наш дух, и мы быстрее поправляемся, чтобы скорее вернуться на фронт и уничтожить банду гитлеровских захватчиков» [1, 64].
Все педагоги к таким концертам подбирали интересные программы, вели большую подготовительную работу с учениками. Где бы ни выступали маленькие артисты — в вагонах санитарных поездов, на предприятиях города, библиотеке или театре — их встречали радостно. «Ваши выступления доставляют нам минуты неподдельной радости, удовольствия и вдохновляют на грозное мщение врагу», — писали в отзыве на концерт командиры и бойцы, находящиеся на лечении в 355-м госпитале [1, 64].Все педагоги к таким концертам подбирали интересные программы, вели большую подготовительную работу с учениками. Где бы ни выступали маленькие артисты — в вагонах санитарных поездов, на предприятиях города, библиотеке или театре — их встречали радостно. «Ваши выступления доставляют нам минуты неподдельной радости, удовольствия и вдохновляют на грозное мщение врагу», — писали в отзыв
Известно, что работа с госпиталями не ограничивалась только концертной деятельностью. Например, преподаватель В.Н. Ильина проводила музыкальные занятия с инвалидами войны, о чем свидетельствуют фотографии из ее личного альбома, руководила струнным оркестром Ленинградской Военно-морской академии, эвакуированной в Киров.
Кроме учебной работы преподаватели вели концертно-просветительскую деятельность в областной библиотеке им. А.И. Герцена, в Драматическом театре, выступали с лекциями на областном радио. Вот тезисы из сообщений Кировского радио:
15 декабря 1941 года - концерт в Кировской музыкальной школе пианистки, преподавателя школы Н.Ф. Малыгиной-Гольц;
11 февраля 1942 года - концерт по радио певицы Московской государственной филармонии Анны Невзоровой и аспиранта Московской консерватории, пианиста Константина Сорокина;
4 мая 1942 года радио рассказало о работе композиторов (В.И. Рамм, Н.Я. Любарского, Н.М. Нолинского, Д.Р. Левидовой и К.С. Сорокина), приехавших в город Киров;
7 декабря 1942 года — творческий вечер композитора Николая Яковлевича Любарского, музыкального руководителя театра БДТ;
30 мая 1943 года — концерт пианистов Н.Ф. Малыгиной-Гольц и К.С. Сорокина в помощь семьям военнослужащих в областной библиотеке им. А.И. Герцена (в программе сочинения Ф. Листа).
Несмотря на лихолетье преподаватели старались сделать жизнь интересной. В 1943 году среди учащихся школы и студентов училища проводился конкурс на лучшее исполнение произведений П.И. Чайковского. В состав жюри входили М.Н. Синицын, В.Н. Ильина, И.В. Казенин. Среди учащихся школы победителем стал скрипач Юрий Лисин.
Преподаватели успевали заниматься методической работой, о чем свидетельствуют доклады М.Н. Синицына в 1942 году на секции научных работников «Учитель и ученик» по вопросам возрастной психологии, о работе с начинающими скрипачами на методической секции преподавателей. Музыковед М.В. Бражников два раза в месяц проводил методические совещания, на которых утверждались учебные планы, разбирались уроки, читались доклады. Например, доклад «История фортепиано», который стал основой его книги «Фортепиано» (1967).
В школе для учащихся, их родителей устраивались концерты, тематические музыкальные вечера. Отчетом перед широкой общественностью служили концерты, которые проходили в областном драматическом театре каждое полугодие.
Особо памятным для всех был отчетный концерт школы 26 февраля 1945 года. Он был посвящен 50-летию концертной деятельности и 70-летнему юбилею заслуженного артиста РСФСР, «первой скрипке Вятки» преподавателя школы Михаила Николаевича Синицына. Юбиляр получил приветственные телеграммы от учеников, а также Д. Ойстраха, А. Щапова В концерте выступили скрипачи-ученики Синицына В. Бадьин, Ю. Лисицын, М. Сизова (класс П. Найды), пианистки, А Лаврентьева, В Лаптева, Н. Добрынина (класс Р.К. Эпель), певицы Е. Люботина и Г. Смирнова (класс А.С. Еремина), мандолинист В. Истомин (класс В. Ильиной), а также выступили преподаватели школы.
Афиша отчетного концерта 25.02.1945
В суровую военную пору школа была центром музыкальной жизни. С научной и методической точки зрения в военные годы музыкальное образование в Кирове совершило большой шаг в сторону профессионализма, дало возможность учащимся школы учиться у лучших педагогов страны, слушать классическую музыку в исполнении прекрасных музыкантов.
Список цитируемой литературы:
1. Преснецов Р.М. Первая скрипка Вятки. Заслуженный артист России М.Н. Синицын. Первая музыкальная школа. Страницы истории. Тетрадь вторая. – Киров: Первая детская музыкальная школа г. Кирова, 2005. – 112 с.

2. ГАКО, ф. Р-2304, оп.1, д.74, л.1а, 2.